Евровагонка – сорта, описание запрещенных и допустимых дефектов

Сорта вагонки — описание и сравнение от специалиста

Вагонка – идеальная отделка для любых помещений. С ее помощью вы сможете подчеркнуть природную красоту интерьера. Теплота дерева сделает ваш дом уютным. Деревянные стены подчеркнут единение с природой. Кто-то говорит, что это пережитки прошлого, но это не так.

  • Виды
  • EXTRA
  • Сорт A
  • Сорт B
  • Сорт C
  • Сравнение

При выборе и покупке этого материала необходимо обращать внимание на класс изделия. Выбор правильного сорта вагонки поможет сэкономить вам при отделке помещения.

Так, если вы хотите использовать этот материал для отделки подсобного помещения, то совсем не обязательно покупать дорогую. В этом случае целесообразно взять категорию В или С. Нельзя ответить какой сорт вагонки лучше, не имея представления об области ее применения.

Отличие сортов прежде всего основывается на наличии или отсутствии внешних дефектов. Все изделия изготавливаются по одной технологии. Разделение происходит после сортировки. Подробнее в статье — виды вагонки от А до Я.

Всего по ГОСТу выделяется 4 вида:

  • Премиум или Экстра (высший сорт)
  • Класс А (1 сорт);
  • Класс В (2 сорт);
  • Класс С (3 сорт).

Видео — как вас могут обмануть при продаже:

Вагонка класса «Экстра» или «Премиум»

Эта категория имеет наивысшую цену. При внешнем осмотре вы не заметите никаких дефектов. Без сучка и задоринки – это про нее. Обычно такие полотна получают путем сращивания.

Если бы не применялся этот метод, то она стоила баснословных денег, так как из цельного куска дерева получается очень мало идеальных досок. Такой материал гладкий на ощупь. Вы не заметите ни сучков, ни сколов.

Производители часто помещают ее в вакуумную упаковку. Это делается для уменьшения риска сколов и деформации при перевозке. Такой вид считают элитным. Им не стыдно обшить богатые интерьеры загородного дома. В комплекте обычно продаются и крепежи. Вам не нужно будет подгонять ее при установке – она отлично зафиксируется.

При покупке не стоит доверять надписям производителя. Проверьте соответствие категории при личном осмотре. Если продавец отказывает вам в этой просьбе, лучше не брать, так как он знает о подвохе. Бывает и так, что сверху в упаковке положены идеальные доски, а внутрь спрятаны более низкого качества.

При монтаже используйте только специальные крепления, чтобы не повредить материал. Лак является идеальным покрытием для этой категории. Он позволит еще больше раскрыть красоту дерева и подчеркнуть его неоспоримые достоинства.

Вагонка класса А

Она во многом схожа с более дорогостоящим собратом. Сорт вагонки ГОСТ определяет, поэтому сравнивая товары разных производителей можно увидеть расхождения в качестве производства.

Отделочный материал класса А у одних, иногда лучше категории Премиум у других производителей. В данном случае ориентируйтесь на внешний вид изделия.

Его отличает небольшое количество дефектов. «Вываливающиеся» сучки отсутствуют. Если и есть трещины, то они не сквозные и занимают незначительный процент от всего объема доски. Сердцевина занимает не более 20% .

На таком изделии не должно быть ни гнили, ни синевы. Черные сучки также не допустимы.

Такой вид используют для лицевых отделочных работ. Дефекты не нужно заштриховывать краской. Отличный вариант ее декорирования – лак. Он подчеркивает природные «формы» изделия. Подойдут также масла и воск.

Премиум и Класс А – сорта вагонки, наиболее подходящие для отделки жилых помещений.

Класс В

У производителей еще применяется наименование 2 сорт. На этом изделии присутствуют видимые и значительные дефекты.

В этой категории допустима непрострожка в замковой части (на торце). Хотя это не особо мешает при монтаже.

Размер дефектов (сколы, вмятины, выбоины и трещины) не должен превышать 3 см на 60 см погонного метра. На готовом изделии можно встретить синеву (значение не должно превышать 10%), смолы, сучки и сердцевину.

Однако трещины не должны быть сквозными и выходить в торцевую часть. Большинство дефектов носит заводской характер. Возможна небольшая гниль (не более 10%) и червоточины (не более 3 на погонный метр).

Для того, чтобы брак был менее заметен используются специальные затирки и окраска. Последняя предпочтительна в темные тона.

Такой вариант считается наиболее бюджетным. Она доступна широкому кругу населения.

Класс С

Этот вариант наиболее низкого качества и, соответственно, самый доступный по цене.

Сфера применения – черновые работы и подсобные помещения. Требует большого подгона при монтаже и сложности окраски для приведения в порядок поверхности при отделке.

Процент дефектов на поверхности зашкаливает. К ним относятся и выпадающие черные сучки, сквозные трещины, сколы, остатки коры и сердцевина.

Некоторые производители относят к этой категории откровенно бракованные изделия, хотя согласно ГОСТ такого быть не должно. Редкий специалист согласится работать с таким материалом. При монтаже будут затрачены большие усилия для устранения несовершенств, которые составляют большую часть поверхности.

Сравнительная характеристика

Приведем сорта и описание вагонки:

ЭкстраАВС
СучкиНе допускаетсяВозможны светлые сучки, если они здоровые и не выпадают. Не более 1 на погонный метрЗдоровые сучки в любом количестве. Если выпадающие, то не более 1, 5 см в диаметра и не более 1 на погонный метрВ неограниченном количестве
ТрещиныНе допускаетсяНе сквозныеНе сквозныеЛюбые
СердцевинаЕсли только в очень малых объемах (3-5%)Не более 20%РазрешаетсяРазрешается
ГнильНе допускаетсяНе разрешаетсяНе более 10% от общей площадиВ любом размере
ЧервоточиныНе допускаютсяНе допускаетсяНе более 10% от общей площадиДопускается
Смоляные карманыНе допускаютсяДлиной не более 5 смДопускаютсяВозможны

Стоимость вагонки

Цена в разных городах и от разных производителей разниться. Приведем усредненное значение по каждой категории. Стоимость также зависит от используемого дерева. В таблице показаны значения за 1 кв.м изделия длиной 2-3 метра. Валюта – рубли.

ЛиственницаОсинаСоснаЛипа
Экстра690470450990
А500350300600
В350300230500
С200180180300

Видео — как нужно выбирать материал:

Прежде чем купить вагонку определитесь с отделываемым помещением. С помощью категории Премиум вы можете из обычного дома создать царские хоромы, но доступна ли будет цена для вас?

Какую бы категорию вы не выбрали – деревянная отделка на протяжении долгих лет будет радовать вас своей теплотой и уютом.

Евровагонка – сорта, описание запрещенных и допустимых дефектов

Обшивочную доску, широко используемую при внутренней и внешней отделке поверхностей, называют вагонкой. Она изготавливается из пластика (ПВХ), МДФ и древесины, имеет определенный профиль, который и определяет ее название. Одним из видов материала является евровагонка – сорта и описание которой мы рассмотрим в данной статье.

Откуда возникло название

Разногласий по этому поводу не существует. Тонкие деревянные доски небольшой ширины изначально использовались для обшивки железнодорожных вагонов. Этому способствовала особенность древесины впитывать и отдавать влагу при определенных условиях.

После монтажа, под воздействием естественной природной среды пиломатериалы начинали постепенно расширяться, а швы между досками – уплотняться. В результате образовывался своеобразный барьер, циклично то теряющий, то вновь обретающий влагу. Это способствовало смягчению перепадов температуры и влажности между уличным пространством и атмосферой, царящей внутри вагона. В то же время, своеобразный профиль соединения «шип-паз» не допускал появления щелей между соседними досками в период «сухости» пиломатериалов и их деформации в момент максимального разбухания.

Производители усовершенствовали форму замковых соединений и разработали несколько вариантов профилей для досок. Сегодня лишь название «вагонка» напоминает о происхождении пиломатериала.


Описание евровагонки

Ее особенностью является наличие продольных вентиляционных канавок с тыльной стороны доски. Они способствуют отводу конденсата, образующегося в местах стыка основных элементов с монтажной рейкой, и проветриванию пространства за обшивкой. В результате, процессы гниения древесины и намокания прилегающего утеплителя появляются значительно реже. Кроме того, прорезанные канавки способствуют снятию внутреннего напряжения в деревянных ламелях. Евровагонка имеет профиль с углубленным пазо-гребневым сочленением в торцевой части.

К материалу предъявляются повышенные, относительно традиционной вагонки, требования по нескольким позициям:

  • качеству обработки;
  • влажности – 12-14%;
  • соблюдению четких размеров;
  • свойствам древесины.

Евровагонка изготавливается из лиственных и хвойных пород дерева по европейским стандартам. Ее толщина составляет не менее 12,5мм, а ширина – от 96мм. Наиболее востребованной является длина пиломатериалов 2-3 метра, но при необходимости она может увеличиваться до 6 метров.

Сортность

Евровагонка относится к качественным материалам, поэтому присутствие гнилых сучков, глубоких и сквозных трещин, а также синильных пятен и широких смоляных карманов не допускается. Нормативами определены четыре сорта обшивочного материала, к каждому из которых предъявляются свои требования.

Сорт «Экстра» отличается идеальной поверхностью. Древесина не должна содержать сучков и сердцевины. Повреждения на кромках и какие-либо механические повреждения на лицевой поверхности не допускаются. Внешний вид должен быть эстетичным.

Сорт «А» предполагает присутствие здоровых мелких сучков правильной формы в количестве одной единицы на полтора метра длины евровагонки. На таком же отрезке могут располагаться не более двух поверхностных трещин размером до 50*1мм и пара смоляных кармашков – до 50*3мм. Сорт «А», также как и сорт «Экстра», не допускает присутствие на доске участков с сердцевиной и механических повреждений лицевой поверхности.

Сорт «В» предусматривает наличие на полутораметровом отрезке двух невыпадающих сучков диаметром до 20мм. Кроме того, разрешается присутствие не более двух поверхностных трещин размером до 50*1мм и единственного механического повреждения диаметром до 3мм. Допустимый размер и количество смоляных карманов соответствует аналогичному показателю сорта «А».

Сорт «С» – самый низший для евровагонки. Здесь могут находиться здоровые сучки размером до 25мм с небольшими трещинами – в количестве двух штук на те же полтора метра доски. Кроме того, возможно наличие:

  • поверхностных трещин – менее пяти процентов от площади одного изделия;
  • контрастных пятен – менее 15см2;
  • механических повреждений на лицевой поверхности – диаметром менее 6мм.

Сорта «В» и «С» допускают присутствие на евровагонке сердцевины с ее выходом на фронтальную часть доски, а также закрытых смоляных кармашков в неограниченном количестве. В низкосортных изделиях возможно наличие выпадающих сучков и небольших сквозных трещин. Общее число дефектов на евровагонке сорта «С» не должно превышать 30% от ее площади. Таким материалом редко обшивают внутренние помещения.

Вышеприведенная сортность является общепринятой. Некоторые производители применяют классификацию «АВ» или «ВС». Она обозначает более высокую сортность материала, но с несколько заниженными требованиями. Подобные ситуации случаются, когда в процессе обработки пиломатериалов появляются незначительные дефекты.

Что означает деление евровагонки на классы “А”, “В” и “С”?

В настоящее время не существует обязательных для производителей стандартов на изготовление отделочных материалов из дерева. Единственный имеющийся стандарт ГОСТ 8242-88 « Детали профильные из древесины для строительства» во-первых, не является обязательным, во-вторых, очень ограничен по перечню продукции и виду древесины и в-третьих – морально устарел. Он может служить только основой для создания Технических Условий производителей и не более того.

Читайте также:  Декоративная штукатурка ВГТ

Иногда потребители ошибочно считают действующими стандарты ГОСТ 26002-83 (т.н. «Экспортный») и ГОСТ 8486-86 (т.н. «внутренний») не учитывая, что эти два стандарта относятся к обрезному пиломатериалу. В этих условиях производители пиломатериалов изготавливают их на основе собственных Технических Условий. Как правило, пиломатериалы производятся различных сортов. Самыми распространенными являются: Экстра, А, В и С, но встречаются и другие названия – Прима, АВ, ВС, Классик, Эконом. Все зависит от фантазии производителя и его желания избежать конкуренции.

Необходимо подчеркнуть, что все сорта продукции проходят единый технологический цикла на одном и том же оборудовании. Они имеют одни и те же размеры, одинаковую влажность и качество строжки лицевой поверхности. Разделяют их на сорта только в конце технологической цепочки – на этапе сортировки. Критериями сортировки являются дефекты древесины и дефекты изготовления.

Как уже говорилось выше, производитель использует свои технические условия и нормы сортировки. Поэтому потребитель должен совершенно четко понимать: Одинаковое обозначение сорта продукции у двух разных производителей совсем не говорит о том, что и качество продукции у них одинаковое. Чтобы сравнить качество необходимо сравнить Нормы сортировки, а лучше – посмотреть продукцию «живьем».

Есть несколько важных моментов, о которых нужно помнить, изучая Нормы сортировки:

1. Перечень допускаемых дефектов для каждого сорта определяется для лицевых (т.е. видимых после монтажа) поверхностей. Для не лицевых поверхностей обычно допускаются любые дефекты.

2. Сортировка производится вручную, и здесь могут возникнуть ошибки из-за «человеческого фактора». Поэтому в Нормах сортировки очень часто присутствует пункт, согласно которому в партии товара может присутствовать до 5% продукции более низкого сорта.

3. Древесина различных видов сильно отличается по структуре и типичным порокам. Поэтому не существует универсальных Нормы сортировки. Для каждого дерева они свои. Единственное исключение – это ель и европейская сосна. Хотя внешний вид их древесины отличаются, обычно их обозначают термином «хвойные породы» и для этих видов древесины составляют единые Нормы сортировки. А вот лиственница, хотя формально так же является хвойной породой, стоит особняком. И, например, вагонка из лиственницы сорта «А» на порядок лучше, чем вагонка сорта «А» из ели.

На рынке пиломатериалов сложились некоторые традиции по сортировке различной продукции:

1. Вагонка (евровагонка) из хвойных пород длиной от 2 до 4м. Обычно предлагается трех сортов – А, В и С. Сорт Экстра встречается крайне редко из-за очень маленького выхода (1-2%). Иногда предлагается совместный сорт АВ вместо двух отдельных;

2. Половая доска, имитация бруса и блок-хаус из хвойных пород длиной 6м. Как правило, предлагается сорта АВ. Такой вид сортировки обусловлен большой длиной пиломатериала;

3. Вагонка из ангарской сосны обычно бывает сортов Экстра, А, В и С;

4. Продукция из лиственницы предлагается так же в четырех основных сортах- Экстра, А, В и С. Нередко возникают различные «производные» от основных сортов: Прима, АВ, ВС, которые обычно применяются для психологического оправдания завышенной цены;

5. Вагонка из липы. Применяются обозначения сортов А, В и С или аналогичные О, I и II;

6. Вагонка из осины. Используются сорта Экстра, А и В.

В компании «Прима-Лес» мы стремимся использовать самые жесткие нормы сортировки, чтобы качество нашей продукции было конкурентным и не вызывало нареканий клиентов. Все нормы сортировки вы можете увидеть в разделе ГОСТЫ, ТУ и Инструкции.

Если же у вас нет желания разбираться в тонкостях сортировки, то мы приведем упрощенную схему дефектов для различных сортов и видов продукции.

Евровагонка из сосны и ели

А – Светлые живые сучки без ограничения по количеству.

В – Светлые живые и темные крепко сидящие сучки без ограничения по количеству.

С – выпадающие сучки и отверстия от выпавших сучков.

Половая доска, имитация бруса и блок-хаус

АВ – Светлые и темные крепко сидящие сучки. Отсутствуют большие темные и гнилые сучки.

Вагонка из ангарской сосны

Экстра – дефекты отсутствуют, за исключением 1-го точечного сучка на 15% досок

А – 2-3 небольших сучка на доске

В – 4-6 небольших сучка на доске

Продукция из лиственницы

Экстра – дефекты отсутствуют

А – 1-2 маленьких сучка на доске

В – 2-3 небольших сучка на 1 пог.м.

С – сучки без ограничения по количеству. Большие сучки и выпавшие сучки не допускаются.

Эконом – Допускаются сучки большого размера и непрострог, устраняемый легкой шлифовкой. Выпавшие сучки не допускаются.

Продукция из липы

А («нулевой» сорт) – на 2-х – 3-х досках в пачке допускается 1-2 точки на доске диаметром 2-3 мм

В (первый сорт) – допускается 3-4 точки на доске и небольшое естественное затемнение.

ГОСТы и сорта вагонки

Сортность – признак того или иного уровня качества пиломатериалов. Но сорт пилопродукции устанавливается действующими нормативными документами. Относительно вагонки определение сорта сегодня является достаточно проблематичным, так как советский тип ее практически уже не используется и не производится, а евровагонка со своими особыми характеристиками и свойствами ни в один из отечественных Госстандартов не вписывается.

Как уже отмечалось выше, вагонкой называют профильную деталь, изготавливаемую из древесины и использующуюся для обшивки различных плоскостей. В России актуальным в данном случае является отечественный ГОСТ 8242-88 “Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия”. Этот документ, между тем, распространяется не только на вагонку, но и стандартизирует производство других профильных изделий из дерева – половая доска и брус, подоконные доски, поручни, наличники, плинтусы.

Разделение на сорта профильных изделий ГОСТ 8242-88 не регламентирует! В документе детали разделяются на два вида по сфере использования в зависимости от качества материала и качества профилирования:

  • Под непрозрачное покрытие – оговариваются допустимые пороки древесины на лицевой и тыльной стороне.
  • Под прозрачное покрытие – требования к качеству для таких ламелей значительно выше, пороки древесины допускаются по минимуму.

То есть, условно, нужно понимать, что это и есть деление на два сорта (сорт 1, сорт 2; либо сорт А, сорт Б). Но точной конкретизации ГОСТом 8242-88 по этому поводу не предусмотрено.

Приобретая вагонку нужно обращать особое внимание на маркировку. Если при изготовлении производитель опирался на требования отечественного ГОСТа, то будет отсылка на ГОСТ 8242-88. Если такой маркировки нет, значит вагонка производилась согласно технических условий разработанных на предприятии для выпуска того или иного вида пилопродукции. Требования ТУ, как правило, перекликаются с европейскими стандартами качества, которые детально регламентируют изготовление евровагонки, но на территории бывшего СССР обязательными к исполнению они не являются.

Европейские стандарты сорта вагонки определяют согласно одному из следующих документов:

  • Внутренняя и наружная обшивка из цельной древесины хвойных пород. Профилированная древесина без пазов и шпонок – DIN EN 15146:2006
  • Внутренняя и наружная обшивка из цельной древесины лиственных пород. Профилированные деревянные элементы – DIN EN 14951:2006
  • Обшивка стен и потолков из цельной древесины. Профилированная хвойная древесина с пазами и шпонками – DIN EN 14519:2005
  • Обшивка и облицовка материалами из массивной древесины. Характеристики, оценка соответствия и маркировка – DIN EN 14915:2006
  • Профильная деталь с пазом и гребнем. Размеры – DIN 68 126-1:1986-10
  • Профильная деталь с пазом и гребнем. Сортировка для ели, пихты, сосны – DIN 68 126-3:1983-07

Отечественные производители обычно выделяют 4-5 типов евровагонки, именующиеся сортами (отборный, 1, 2, 3) либо категориями (Экстра, Прима А, В, С) иногда встречается смешанный тип АВ. Сорт АВ характерен для изделий длинной 6 метров, так как при такой большой длине на изделии в незначительном количестве (1-2 признака), могут попадаться признаки сорта В. Следует отметить, что чем ниже сорт изделий, тем ниже его цена. Так вагонка категории А стоить дороже вагонки категории С может практически в два раза.

Каждый производитель, работающий по ТУ, имеет право установить свое разделение на сорта, расширив их количество и дав им специальные названия – Евростандарт, Экстра, Прима, Класс-1 и тому подобное. Однако делать это можно только при условии, что требования на продукцию (не важно, какой профиль сечения она имеет) не будут ниже требований, установленных отечественными актуальными Госстандартами. А вот повышать требования к сортности можно практически без ограничений.

Как видим, ГОСТ 8242-88 при разделении вагонки предлагает оценивать, в основном, внешний вид ламелей, а также делая упор на наличие в структуре древесины сучков, заражений, трещин, посторонних окрасов. Не меньшее внимание также уделяется дефектам строгания и профилирования.

Разберемся в сортах вагонки

Любой строительный материал имеет свои разновидности. Качество зависит от множества факторов, среди которых плотность, устойчивость к повреждениям, долговечность и проч. Для изделий из древесины этот список заметно расширен, ведь неоднородность дерева, особенности сорта, проблемная обработка заметно влияют на способ и простоту обработки. Сорта вагонки используются для быстрой классификации материалов. Зная особенности каждого из них, можно быстро подобрать оптимальный строительный материал для выполнения конкретной задачи и при этом неплохо сэкономить.

Определение сорта производит специальный сотрудник технического отдела еще на стадии производства. Производя ряд тестов, этот человек сортирует готовую продукцию на 4 категории, которые позже поступят в продажу.

  1. Сорт вагонки: определение
  2. Особенности разных сортов деревянной вагонки
  3. Вагонка сорта Экстра
  4. 1й сорт или «Премиум»
  5. 2й сорт вагонки
  6. 3й-сорт вагонки
  7. Выбор оптимального материала для отделки
  8. Распространенные вопросы и ответы на них

Сорт вагонки: определение

В паспорте на товар из дерева присутствует несколько ключевых параметров, от которых зависит сфера применения материала:

  • Материал изготовления;
  • Тип замка;
  • Габариты;
  • Сорта вагонки.

Материал изготовления — порода дерева, которую использовали для распила. От нее зависит цвет естественный цвет, общие физические характеристики (прочность, надежность, возможность применения в помещениях с особым микроклиматом).

Тип замка указывает на особенность крепежа и возможность комбинировать данный отделочный материал с другими. Данный параметр может не указываться в паспорте. Доска из березы и липы с одинаковым замком и толщиной листа может быть использована для отделки стены попеременно — это допустимо для ряда проектов. Также тип замка влияет на внешний вид плоскости: расстояние между «берегами» впадин между доской. Ламели «Штиль», например, позволяют создать абсолютно ровную плоскость благодаря скрытому замку и креплению стык-в-стык.

Габариты — общие размеры изделия. Длина, ширина, толщина листа указываются в миллиметрах. Пример 150х15х2000 — соответственно, ширина, толщина, общая длина ламели.

Сорт вагонки — что это значит? Начнем с того, что сорт определяется исходя из уже обозначенных характеристик.

Ключевыми для определения являются порода дерева, габариты, качество распила, естественные характеристики листа: наличие сучков, трещин, сколов, проч.

Особенности разных сортов деревянной вагонки

Деревянная вагонка делится на 4 больших подтипа. Они могут носить разные названия, но суть остается прежней: от самой плохой до почти идеальной:

  1. С или 3й;
  2. В или 2й;
  3. А или 1й «Премиум»;
  4. «Экстра».
Читайте также:  Диэлектрические пассатижи: характеристика по ГОСТу. Особенности использования пассатижей 110 и 160,180, 200 и 250 мм до 1000 В

Также стоит отметить, что от сорта зависят не только внешний вид и простота монтажа, но также особенности эксплуатации, возможность установки в помещениях с уникальным микроклиматом, тонкости обработки, дальнейшего ухода. Подробный обзор необходимо начать от наиболее предпочтительной к откровенно плохой.

Вагонка сорта Экстра

Это практически идеальные листы из древесины средней плотности. Имеет красивый внешний вид, практически не имеет дефектов. Установка отличается простотой — собрать отделку стены при помощи скрытых скоб-кляймеров можно за несколько часов. Внешний вид такой вагонки, как правило, не портят гвоздями и саморезами. Экстра может использоваться для отделки любых помещений, ввиду своей устойчивости к влаге, температуре, бактериям. Дополнительная обработка подразумевает нанесение ровного слоя антисептика на водной основе, гидроизорлятора, финишного слоя декоративного лака, реже — цветной полупрозрачной краски.

Этот сорт выбирают для создания уникального дизайна жилого помещения: спален, гостиных, мест отдыха, реже — кухонь, бань, баров, бильярдных или других узкоспециальных помещений. Отделка служебных помещений древесиной высшего сорта нецелесообразна — стоимость одного куба такой отделки очень высока.

Это идеальный отделочный материал, который своими характеристиками превосходит большинство конкурентов.

1й сорт или «Премиум»

Главное отличие от ламелей Экстра в наличии крупных сучков и минимальных трещин. Вагонка такого типа также может быть использована для отделки жилых помещений любого типа. Перед ее установкой список необходимых защитных составов может пополниться специальной шпаклевкой по дереву, которой затирают наиболее опасные части ламели: вокруг сучка, в месте небольшой трещины.

Длина ламели может достигать 6000 мм. Ее вырезают из сердцевины крупных деревьев возрастом более 30-40 лет. Главное преимущество 1-го класса — возможность вырезать из доски фрагмент, ничем не уступающий Экстра. Если сучок или другое проблемное место располагается недалеко от конца доски, его можно отрезать ручной циркулярной пилой или лобзиком.

При отделке большого помещения со сложной геометрией (например — мансарда) комбинируют Экстра и Преимиум сорта вагонки, где более совершенные, с точки зрения эстетики, доски используют для плоскости стены, а Премиум разрезают на небольшие фрагменты, которыми зашиваются наклонные плоскости, стены за батареей. Из первого сорта можно быстро собирать мебель и фурнитуру. Разнообразные шкафчики будут иметь меньшую себестоимость, если использовать качественно разрезанную доску. Внешний вид не будет выделяться на фоне практически идеальных стен из Экстра.

Уход за таким покрытием предполагает регулярное мытье от грязи при помощи мыльного раствора. Покрывать ламели можно как бесцветным лаком, так и матовой краской. Именно сорт Премиум рекомендуется для отделки помещения, в котором предполагается использовать контрастные цвета. Темные оттенки хорошо скрывают сучки, при этом заказчик заметно экономит на стоимости материалов, а у мастера нет лишних проблем с установкой и подгонкой ламелей даже в проблемных местах.

2й сорт вагонки

Материал этого сорта уже имеет видимые изъяны в виде обилия сучков, трещин (до 3см длинной), сколов. Эта вагонка считается наиболее выгодной для отделки нежилых помещений — коридоров, кладовых, прихожих и т. д. Главная проблема такой вагонки в структуре дерева: допускаются сучки небольшого размера, которые считаются «проблемными». Через несколько лет эксплуатации, из-за процесса естественной сушки дерева, сучки могут буквально «выпадать», трещины — становиться больше.

Однако даже вагонка 2-го качества считается приемлемой для использования в квартире.

Она имеет хорошо вырезанные замки, ее сборка не доставит сложностей опытному мастеру.

С точки зрения декоративного использования, ламели 2-го сорта представляют интерес для дизайнеров благодаря необычному неоднородному узору, составленному из случайного чередования сучков, видимых волокон дерева и т. д. 2-й сорт является отходом от производства вагонки Премиум класса или выпиливается из внешнего кольца древесного ствола.

3й-сорт вагонки

Это наименее качественный тип, использование которого весьма ограниченно из-за крайне низких качеств. Помимо выпадающих сучков, в досках присутствуют:

  • Крупные трещины;
  • Сколы, неровности;
  • Неправильно пропиленный замок;
  • Чрезмерная кривизна доски;
  • Некрасивая фактура.

3-й сорт выпиливается из внешнего кольца древесного ствола, а значит, внутри доски твердая сердцевина может соседствовать с мягким внешним слоем, что неизбежно приведет или к крупным трещинам, или к чрезмерному кручению доски во время сушки. Монтировать такой материал на стену тоже не представляется легким — мастера часто отказываются от работы с материалом низкого качества ввиду невозможности приемлемой подгонки отдельных листов на стену.

Применение этой вагонки весьма ограничено. Технические помещения, склад, гараж, подвальное помещение — вот примерный перечень использования такого материала. Распилить третий сорт на небольшие фрагменты для замены доски 2-го сорта также не представляется возможным — проблемные места есть на всей длине доски.

Габариты третьего сорта — еще один параметр, сдерживающий заказчиков от приобретения.

Ламель длинной 6000 мм невозможно произвести — доска будет неизбежно гнуться или треснет во время транспортировки.

Выбор оптимального материала для отделки

Как ни странно, Экстра пользуется меньшей популярностью среди заказчиков и строителей, чем Премиум. Небольшие допуски на 1м сорта полностью компенсируются невысокой средней ценой за куб вагонки. Возможность покраски любым типом краски или лака, долгий срок службы, красивый внешний вид все же остаются главными параметрами для заказчиков.

Экстра идеально впишется в дизайн офиса серьезной компании или подойдет для дома крупного бизнесмена. Отделка комнат в квартире этим материалом также возможна. Примеры дизайна комнаты, отделанной разными сортами вагонки, можно увидеть в тематическом альбоме на нашем сайте.

Для отделки банных, бань, мансард и других помещений второго порядка лучше использовать 1-й сорт вагонки. При правильном покрытии защитными средствами доска обеспечит 15-20 лет верной службы даже в условиях частого перепада температур, повышенной влажности.

3-й сорт имеет толк брать только для помещений третьего порядка — небольших кладовок, сараев, гаражей. Это очень неблагодарный материал, и даже низкая цена не становится главным выбором для бюджетных заказчиков. Также стоит учитывать мнение мастеров, которые могут отказаться работать с низкокачественным материалом. Может оказаться так, что даже при закупке необходимого количества листов + 20 % на случай отхода или брака вагонки не будет достаточно для отделки помещения из-за проблем с подгонкой.

Распространенные вопросы и ответы на них

В: Можно ли смешивать вагонку 1-го сорта со 2-м?

О: В теории, да. Однако, с практической точки зрения, это не обязательно. Разница в цене между ними не большая, а потому лучше приобрести достаточное количество доски Премиум класса.

В: Какие сорта вагонки лучше выбрать для отделки потолка?

О: Все зависит от площади. Для потолка на балконе или лоджии неплохо подойдет даже 2-й сорт вагонки. Если резать ламели так, чтобы максимально убрать проблемные сучки, то покрытие справится со своей задачей отлично.

Но для большой комнаты лучше остановиться на 1-м сорте из легких пород дерева. Стоит учесть то, что лишний раз делать отверстие в потолке чревато последствиями, а вес самой конструкции должен быть минимальным. Тонкая вагонка 1-го качества отлично выполнит свою задачу.

Если стоит задача не выбиться из общего дизайна, и заказчик требует вагонку Экстра, то стоит закупить листы минимальной толщины, вырезанные из дерева мягкой породы. Подобрать оптимальный цвет можно с помощью специальной палитры древесины, или прокрасив установленные ламели темным оттенком.

В: Как можно быстро рассчитать необходимое количество разных сортов вагонки для отделки большого помещения?

О: Если комната имеет необычную геометрию, достаточно поочередно вносить параметры каждой стены или фрагмента в калькулятор и высчитывать необходимое количество доски для отделки. Стоит отметить, что большинство складов не станут поставлять отдельно 3-4 листа конкретного сорта для заказчика. Если и комбинировать вагонку — стоит остановиться на двух типах: 1й и 2й или 1й и Экстра.

В: Есть ли разница между сортом А и 1м?

О: Это просто особенность номенклатуры. Они ничем не отличаются, ведь стандарт доски для всех предприятий один.

При заказе вагонки из-за рубежа в паспорте, скорее всего, будет указана буква. При заказе в России — число.

Также иногда производители или дистрибьюторы путают вагонку Экстра и Премиум. Стоит внимательно изучить внешний вид товара на предмет сучков. Если их нет — это доска высшего качества. Если есть, но крупные — это Премиум. Если присутствуют мелкие сучки — стоит сразу же менять своего поставщика. Скорее всего, вас пытаются обмануть.

Сорта евровагонки и их характеристики

В зависимости от качества евровагонка может относиться к тому или иному классу. Для этой группы пиломатериалов выделяют 4 основных класса:

  • «Экстра» или отборный. Высочайший уровень качества, полное отсутствие дефектов;
  • A, высокий уровень качества;
  • B, средний уровень качества;
  • C, самый низкий уровень.

Применение евровагонки разных сортов

Каждый класс имеет свое применение, которое определяется соотношением цены евровагонки и требований к ее характеристикам. Так, вагонка класса «Экстра» и класса A используется в случаях, когда к внешнему виду и характеристикам предъявляются очень высокие требования. Как правило, это материалы для внутренней отделки, которые покрываются прозрачным финишным покрытием. Они имеют идеально ровную поверхность, без сколов, выбоин и вмятин, что обеспечивает безупречное качество внутренней отделки евровагонкой.

В случае, если для отделки используется непрозрачное покрытие, допустимо использовать вагонку класса B. Даже если на ее поверхности будут иметься дефекты, покрытие скроет их. Вместе с тем, такой пиломатериал будет иметь более доступную цену, что обеспечит существенную экономию.

Наиболее доступным вариантом является евровагонка класса C. Специалисты компании “Евровагонка Дом” советуют использовать ее только для черновых работ — например, для обшивки подсобных помещений. В то же время ее дефекты можно исправить, используя темное финишное покрытие, а также наполнитель для выбитых сучков и сколов.

Критерии сортировки евровагонки

Распределение готовых пиломатериалов по сортам осуществляется с учетом следующих основных показателей:

  • дефекты сырья (древесины);
  • недостатки продукции, возникшие в процессе производства;
  • наличие механических повреждений.

Также учитывается ряд вспомогательных признаков.

Характеристики основных сортов евровагонки

1. «Экстра»

К этому сорту евровагонки относится только отборный, наилучший пиломатериал. Он характеризуется полным отсутствием механических повреждений, а также незначительных дефектов или царапин. Поверхность такой вагонки является идеально ровной, на ней нет сучков. Внимание уделяется даже рисунку древесины — отбирается материал с максимально красивым естественным рисунком без резких переходов цвета.

2. Класс A

Требования для этого сорта евровагонки являются довольно строгими, однако некоторые дефекты разрешены.

  • отбраковываются доски с черными сучками диаметром более 7 мм и с гнилыми сучками;
  • светлые сучки могут быть только здоровыми и невыпадающими, диаметр до 1,5 см;
  • возможно наличие выпадающих сучков (до 0,5 см в диаметре, количество — не больше 1-го на 1 пог. м).
  • пластевые короче 95 мм (выходят в торец, не проходят через доску насквозь);
  • волосяные при условии, что они короче, чем 1/2 длины изделия;
  • трещины усушки (не длиннее, чем ширина изделия).
Читайте также:  Детская кровать-тахта: описание с фото, отзывы, плюсы и минусы

Для этого сорта пиломатериала не допускается наличие открытых смоляных карманов. Закрытые смоляные карманы должны быть не длиннее 20 мм. Количество таких карманов на 1 пог. м — не более двух.

Для класса A разрешены следующие дефекты:

  • наличие засмолков;
  • наличие сердцевины (не более 200 мм на 1 пог. м);
  • небольшая шероховатость поверхности доски;
  • окраска допустима, но при условии, что ее площадь не более 10% от общей площади вагонки.

Вообще не допускается наличие следующих дефектов:

  • прорость (участки омертвевшей из-за повреждений древесины или древесины с проросшей в ствол корой);
  • синева (изменение цвета древесины из-за грибкового поражения);
  • гниль;
  • червоточины;
  • обзол (участок боковой поверхности бревна, не удаленный при распиловке);
  • производственный брак: вмятины, ворсистость, вырыв, наличие бахромы, запилов или задиров.

3. Класс B

К данному сорту евровагонки относят пиломатериалы со следующими характеристиками.

  • волосяные, расположенные в лицевой части изделия;
  • пластевые доходящие до торца (несквозные короче 1/3 длины изделия и сквозные короче 15 см с каждого из концов и не шире 1 мм), не доходящие до торца (короче 1/4 длины изделия и не шире 1 мм).
  • отбраковывается продукция с гнилыми либо единичными выходящими на ребро сучками;
  • здоровые сучки светлого цвета допустимы в любом количестве;
  • диаметр выпадающих сучков — до 2 см, количество — не больше 1-го на 1 пог. м;
  • несросшиеся и невыпадающие сучки диаметром меньше 2 см допустимы.

Также вагонка класса B может иметь окраску, смоляные карманы (закрытые либо открытые размером не более 50 мм), засмолки, участки сердцевины. Материал может иметь прорости длиной до 100 мм и шириной до 200 мм (не более одной на изделие), светлую синеву и твердую гниль, при условии, что каждый из дефектов занимает не больше 10% площади доски. Также допускаются мелкие червоточины (не более 3 на 1 пог. м) и обзолы, расположенные на кромке паза либо гребне так, чтобы при сборке их не было видно.

  • сколы, запилы, вмятины, задиры не должны иметь размер более 15х300 мм и глубину не более 0,5 мм (не более 1 дефекта на 1 пог. м материала);
  • разрешена непрострожка на гребне при условии, что она не затрудняет сборку;
  • площадь ворсистости — не более 10% площади изделия.

4. Класс C

Евровагонка класса C может иметь следующие недостатки:

  • любые сучки в любом количестве;
  • смоляные карманы и засмолки без ограничений;
  • участки сердцевины, прорости, обзолы;
  • наличие гнили, синевы, окраски и червоточин;
  • производственные дефекты: сколы, запилы и задиры, ворсистость и непрострожка без ограничений.

Для некоторых дефектов ограничения существуют. Так, выбоины и вмятины, образующиеся при производстве, не должны занимать больше 20% от площади изделия. Также ограничения действуют для трещин:

  • несквозные пластевые трещины не должны занимать более 80% объема доски;
  • количество сквозных пластевых трещин, не выходящих в торец, не должно превышать 5 шт. на 1 пог. м;
  • выходящие в торец сквозные пластевые трещины должны быть не длиннее 300 мм.

Данная классификация является общепринятой. В дополнение к ней иногда используются «промежуточные» сорта: AB и BC. К ним, как правило, относят вагонку, которая не подошла под требования более высокого класса из-за незначительных недостатков.

Купить евровагонку различных сортов и в любых объемах Вы можете в компании “Евровагонка Дом”. У нас выгодные условия доставки и цены на пиломатериалы.

Классы вагонки, сорта и размеры

Вагонка – это деревянная доска, которая применяется при обшивке внешней или внутренней поверхности потолков или стен. С помощью этого универсального обшивочного стройматериала Вы сделаете балкон уютным и эстетичным пространством. Ведь, несмотря на появившиеся искусственные материалы для ремонта, дерево остается самым востребованным, благодаря внешнему виду, экологичности и долгому сроку службы.

Виды вагонки из древесины

Количество и расположение неровностей, сучков и шероховатостей влияет на класс вагонки по ГОСТу:

  • «Экстра» класс вагонки – дефекты отсутствуют, поверхность гладкая, ровная.
  • А-класс вагонки – возможно наличие сучков. Но иные дефекты, вроде трещин, отверстий, выбоин в деревянных полотнах этого класса недопустимы.
  • В-класс вагонки – трещины, сучки, небольшие углубления и отверстия есть, но работы по устранению –с помощью шпатлевки, – производятся на заводе.
  • C-класс вагонки – низший по качеству класс, в материале присутствуют отверстия и углубления, сучки, трещины.

Обшивочный материал «Экстра» класса редко выполняются из цельного массива. Это происходит из-за того, что цельный кусок дерево крайне сложно превратить в ровное полотно, поэтому и цена на подобный продукт была бы катастрофически высокой. Поэтому чаще производство таких панелей выполняется путем сращивания.

Евровагонка

Рынок строительных материалов понемногу заполняет новый тип облицовочной доски – евровагонка. Ее производят из части ствола, расположенной между сердцевиной и корой. Структура этого слоя дерева однородная и прочная.

Приставка «евро-» относится к сечению профиля деревянной панели. Главное отличие – шип доски, точнее, его размер. Длина шипа евровагонки – 8 мм, а обычного полотна – 4 мм. Изменения температуры или влажности окружающей среды могут вызвать колебания в ширине деревянной вагонки. Это приведет к появлению щелей, если смена ширины будет больше размера шипа. Тогда балкон из теплой и уютной комнаты превратится в продуваемое помещение. Евровагонка уменьшает риск такой ситуации, практически убирает его: сложно представить природные условия, в которых дерево, подвергаясь влиянию окружающей среды, увеличит размеры на 8 мм.

Сорта евровагонки:

  • Сорт А – только живые светлые сучки могут быть выражены на поверхности;
  • Сорт В – допустимо проявление неживых и темных сучки;
  • Сорт С – возможны небольшие сколы, при сборке их наличие маскируется.

Форма и размеры

ГОСТ 8242-88 – это документ, в котором изложена полная классификация по размерам и форме деревянных изделий. Основные шесть типов сечения обшивочной доски обладают следующими размерами:

  • Ширина – 80, 100, 110 и 120 мм,
  • Толщина – 13, 16 и 19 мм,
  • Длина подбирается, исходя из габаритов помещения, достигает 6 м.
  • Стандартная влажность – в пределах 10-15%.

Покупка

Классы вагонки изучены, время отправляться за покупкой. Но выбор облицовочного материала сегодня огромен: как не ошибиться и подобрать то, что нужно, подходящего качества и по адекватной цене?

Отправляясь за обшивочными досками, Вы должны определить цель использования, исходя из которой, выбирается порода и класс дерева. Например, по популярности лидируют доски из хвойных пород деревьев, но иногда выбор стоит сделать в пользу панелей из лиственных деревьев.

Советы при выборе

Первый совет относится к покупке обшивочных досок всех классов и пород: будьте осторожны, к сожалению, случаи обмана не так редки. Недобросовестные продавцы, предлагая покупателю вагонку высокого сорта, заменяют полотна внутри упаковки менее качественными. Попросите показать весь товар перед приобретением. Если продавец отказывается выполнить поставленное условие, лучше обезопасить себя и найти другое место покупки.

Совет по выбору дерева

Хвойные породы, как уже говорилось, самые востребованные: смола, содержащаяся в них, оказывает антигрибковое действие и помогает снизить уровень влажности. Поэтому из таких досок часто выполняют внешнюю отделку строений.

Для внутренней обшивки потолков и стен в жилой комнате, ванной или бане подойдут лиственные панели. Такие доски (осиновые, липовые или ольховые) способны переносить влажность и высокие температуры, при этом не нагреваясь.

Вагонки из лиственных пород не содержат смол, что избавит вас от волнений по поводу внешнего вида отделки при выполнении внутренних работ.

Совет по выбору класса

Фасады, балконы, стены бань и саун – это объекты, для которых обшивка деревянными панелями класса А станет подходящим решением и в плане функциональности, и в плане презентабельного вида.

Класс С подходит только для отделки хозяйственных сооружений: сараев, гаражей и так далее.

«Экстра» и В классы каждый использует в зависимости от объема средств, выделенных на покупку древесины.

Любой класс и порода облицовочной древесины прослужит долго и оправдает ожидания. Главное, выбирать доски, функции которых будут отвечать поставленным задачам.

Например, панели А-класса из лиственных пород при обшивке стен бани или сауны, усилят лечебный эффект от пребывания в подобном месте. А благодаря хвойным обшивочным доскам «Экстра» Вы сможете не беспокоиться о надежности и прочности обшивки – фасад дома будет надежно защищен.

Самостоятельный монтаж вагонки

Деревянные панели – не только эстетичный, но и легкий в установке вариант отделки. Основное преимущество в монтаже – пазо-гребневый способ крепления. Для того чтобы самостоятельно обшить балкон, не требуется знаний и умений, только минимальный набор инструментов и инструкция по сборке. Вагонка – сухой материал, не требующий особых условий для работы: только невлажная погода для внешних работ и отопление для внутренних в холодное время года.

Наружная отделка

Область применения деревянных панелей широка из-за приятного внешнего вида и прочности материала. Внешняя обшивка строения требует укладки полотна горизонтально, снизу вверх. Дощечки облицовки необходимо укладывать друг на друга, стыки обрабатывать специальными средствами. Например, полиуретановая мастика используется чтобы избежать проблем с излишней влажностью, а также, чтобы обеспечить термо- и звукоизоляцию.

Внутренняя обшивка

Отделка помещения изнутри не требует особых установок по положению панелей: доски можно укладывать и вертикально, и горизонтально. В помещениях, где влажность выше обычного уровня, целесообразно вертикальное положение вагонок, чтобы в пазах не скапливалась вода.

Фактор, о котором важно помнить при внутренней отделке здания, – вентиляция. Необходимы специальные отверстия, чтобы обеспечить движение воздуха. Уберечь систему от излишней влаги, 20-40 см не закрываются панелями.

Уход за древесиной

Уход за деревянными облицовочными панелями несложен. Достаточно запомнить правила:

Во-первых, излишняя влажность приводит к снижению качества древесины, поэтому нельзя смачивать деревянную облицовку. Использование абразивных моющих средств и растворителей также недопустимо – это поверхность дерева разрушается. Загрязнения удаляются с полотна сухой или слегка влажной мягкой тканью. В тех случаях, когда требуется удалить едкие пятна, допускается слабый растворитель.

Во-вторых, для продления срока эксплуатации деревянной обшивки следует обработать материал специальными составами. Подобные меры рекомендуются, когда деревянной вагонкой обшит фасад дома или помещение с высоким уровнем влажности (сауны, бани, ванные).

Итоги

Как бы ни был широк выбор искусственных материалов для обшивки помещений – гипсокартона, пластика и других, – натуральное полотно остается на первом месте. Природные свойства дерева, благодаря современным технологиям обработки, сохраняются на десятилетия.

Деревянная вагонка – универсальна и востребована для отделки внешних и внутренних поверхностей помещения. Главное, правильно выбрать нужный вид и класс, помнить о правилах техники безопасности при проведении работ с деревом и не забывать о главных правилах ухода. Если эти задачи выполнены, балкон будет отделан прочным, эстетичным и долговечным материалом.

Ссылка на основную публикацию