Авторский проект дома знаменитого архитектора Ф. Л. Райта

Авторский проект дома: наследие легендарного Фрэнка Ллойда Райта

Авторский проект дома, о котором сегодня пойдёт речь, появился в 1888 году – именно тогда молодой и подающий надежды Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) одолжил у своего босса 5000 $, чтобы выкупить земельный участок и построить дом для своей семьи в городке Дубовый Парк (Oak Park), штат Иллинойс. Как и многие архитекторы, Райт использовал этот шанс отточить своё мастерство и усовершенствовать индивидуальный и неповторимый стиль.

Впервые он расширил свой коттедж в 1895 году кухонной и детской комнатами, чтобы с комфортом разместить свою быстрорастущую семью. А в 1898 году он достроил собственную студию, в которой он и его сотрудники спроектировали многие знаменитые строения XX века. Именно здесь зародилась знаменитая архитектурная «школа прерий» (Prairie School).

Однако в 1909 году Райт покинул это уютное пристанище. Он тайно сбежал в Европу с любовницей, оставив свою жену Кэтрин (Catherine) с детьми. После этого всё здание было поделено на отдельные комнаты и стало сдаваться в аренду, чтобы хоть как-то покрыть расходы покинутой семьи. Но в 1960 году оно пришло в упадок, а в 1970 году его выкупила уже крупная компания Frank Lloyd Wright Preservation.

Потратив несколько лет на восстановление этого памятника современной архитектуры до идеального состояния 1909 года, теперь фирма-владелец проводит в нём экскурсии, обязательные для тех, кто интересуется творческими работами Райта и стилем прерий.

Самая яркая особенность экстерьера этого дома – большой и простой фронтон, нависающий над землёй. Во многом его внешний вид очень походит на рисунок маленького ребёнка: прямая чистая геометрия с небольшими окнами и дверьми.

Создатель архитектурного шедевра говорит, что стиль этого здания не похож на ныне существующие, однако он очень схож с творением Isaac Bell House в Ньюпорте (Newport). Открытая планировка, просторное остекление, спокойные формы, никакого напряжения и агрессии. Сегодня можно смело заявить, что эти два дома стали родоначальниками современной архитектуры в Соединённых Штатах.

Оригинальная планировка первого этажа включала в себя кухню, гостиную и столовую. На фото показано сердце дома – уютное местечко у камина, со встроенным угловым диваном. Именно эта архитектурная часть стала визитной карточкой знаменитого архитектора.

Некогда счастливые супруги вырастили двоих детей в стенах этого дома. Так выглядит комната для детей, достроенная в 1895 году на втором этаже. Здесь маленькие сорванцы проводили практически всё своё время с игрушками, за уроками, с музыкальными инструментами, а также за постановками семейных спектаклей.

Именно в этой детской можно увидеть, как сильно Райт любил свою семью, хотя и не был в ней счастлив. Но все без исключения дома, которые он проектировал, были посвящены семейной теплоте.

Первоначальный вид кухни был преобразован в формальную столовую середине 1890 года. Оригинальный светильник чётко определяет центр комнаты, а высокие спинки стульев подчёркивают неординарный дух этого дома.

Райт изначально использовал для кухни встроенную мебель. Разнообразные шкафы, серванты, буфеты сохранились и по сей день, напоминая о давно ушедших годах.

В 1890 году Райт построил последнее дополнение к своему семейному гнёздышку – небольшую рабочую студию, в которой он творил последние 10 лет, прожившие в Oak Park.

В центре расположен вход в студию, которая находится слева от двери. С другой стороны находится демонстрационная комната. Хотя эта пристройка сильно отличается от основного здания, она столь же красноречиво говорит о непревзойдённом мастерстве и вкусе хозяина.

Грустная и очень увлекательная история. Дом – настоящий шедевр архитектуры. И дом, и каждая комната имеют свой неповторимый стиль, всё наполнено домашним теплом и гармонией. Кухня и столовая небольшие, но одновременно уютные и функциональные. Детская комната с большими стеллажами библиотеки просто завораживает.

Познавательная статья, рассказывающая о родоначальнике современной архитектуры Америки. Необыкновенный дизайн потолка над обеденным столом и высокий свод библиотеки, говорит, о большом таланте архитектора.

Смотри видео о сайте

Приветствуем вас на нашем сайте Красивые дома. здесь вас ждет собрание ярких и неординарных интерьеров загородных домов и примеров ландшафтного дизайна.

“Дом над водопадом” от Фрэнка Ллойда Райта (Стиль “Райта”)

Представить себе современную архитектуру и дизайн интерьеров без вклада Фрэнка Ллойда Райта, антиурбаниста, теоретика и фундаментатора органической архитектуры, создателя открытой планировки и любителя минималистичных японских построек, не просто сложно, а практически невозможно. За более чем 70 лет непрерывного творчества этот американец привнес в сферу дизайна больше идей и инноваций, чем кто-либо из его современников, выведя эстетические традиции не только США, но и всего мира на абсолютной другой качественный уровень.

Расцвет творчества Райта закономерно пришелся на начало XX века. Отойдя от влияния романтизма архитектуры Г. Ричардсона, Фрэнк Ллойд Райт начал создавать объекты, интерьеры и предметы, отвечающие его собственному видению эстетического – в равной мере элегантному и аскетичному.

Однако самым выдающимся эталоном органической архитектуры маэстро стал созданный в 1939 году «Дом над водопадом» (другое название – дом Эдгара Дж. Кауфмана), признанный менее чем через 30 лет после постройки национальным историческим памятником США.

«Дом над водопадом» – великое благо, возможно, одно из величайших, какие можно познать здесь, на земле. Наверное, нет ничего, что можно было бы сравнить с гармонией и покоем, какие возникают тут из сочетания леса, реки, утеса и элементов конструкции. Водопад здесь слышишь так, как слышишь тишину земли…» (из обращения Фрэнка Ллойда Райта к Тейлизинскому товариществу).

Жители этого дома, вероятно, более непосредственно, чем какого-либо другого, вступают в связь с природой – этот аспект глубоко коренится в творчестве Райта. «Дом у водопада» известен во всем мире в основном по фотографиям, которые обычно делаются с середины водопада и показывают выступающие консолью балконы и террасы.

Этим домом Райту удалось добиться контакта его жителей с ущельем, с деревьями, листвой, дикими растениями. В каждой части здания подчеркивается великолепие окружающей природы, ставшей неотъемлемой частью повседневной жизни.

С нижнего этажа открывается вид в трех направлениях. Отсюда выходят две террасы: одна смотрит на реку, другая выносится над утесом и водопадом. На следующем этаже у каждой спальни есть своя терраса, а также из кабинета и галереи-спальни на третьем этаже можно выйти на их собственные внешние террасы.

Все вертикальные элементы дома сделаны из местного камня, при этом он слегка выступает из кладки для придания ей скульптурной выразительности. Все горизонтальные элементы – из монолитного бетона. Полы тоже, как стены, выложены из камня, а столярные изделия выполнены из тщательно обработанного свилеватого ореха.

В целом весь «Дом над водопадом» демонстрирует знание, тщательность и уважение Райта в обращении с натуральными строительными материалами. Он видел всеобщую нехватку такого уважения в творениях других архитекторов как своего времени, так и прошлого. Камень, кирпич и дерево – это основные архитектурные материалы, которые долго прятали, закрашивали, заштукатуривали и всячески изменяли ради моды или вкусов. Райт же использовал их в своих работал тем способом, который считал наиболее соответствующим их природе, например, позволяя массе камня стать доминантным элементом дома или же комбинируя оттенки кирпича в объемах и формах, которые его прославляли. Дерево же было самым любимым изо всех материалов Райта.

Не менее важным элементом творчества архитектора стал железобетон. Сталь, объединенная с бетоном, стала великолепным элементом, способным породить новую архитектуру ХХ столетия. «Дом над водопадом», башня лабораторного корпуса фирмы «Джонсон» и башня Х. С. Прайса – все это примеры мастерского использования Райтом железобетонных консольных конструкций с разнообразной внешней отделкой.

Как бы парадоксально это ни звучало, но при всей продуманности проектов за плечами у Райта не было высшего профильного образования – он так и не окончил инженерный факультет Висконсинского университета, а школьное обучение проходил с матерью на дому.

Цитата из автобиографии Райта: «Когда в 1893 году я начинал свою самостоятельную работу в области архитектуры и строил первые дома, которые порой без всякого смысла называют «новой школой Среднего Запада» (все, что ни делается в этой суетливой стране, немедленно получает рекламный ярлык), единственный путь упрощения ужасающей моды в строительстве заключался в том, чтобы создавать лучший замысел и осуществлять его».

Проекты домов в стиле Райта (стиль Прерий)

Гараж (Кол-во автомест)

  • Назад
  • 1
  • 2
  • Вперед

Фрэнк Ллойд Райт – один из тех архитекторов, кто сумел оставить после себя жирный след в истории мировой архитектуры. Строя свою работу на основах органической архитектуры (целостность с природой) Фрэнк создал свой собственный стиль Прерий, который после его смерти стал называться в честь его имени. Проекты домов Райта, которые Фрэнк начал проектировать ещё в конце прошлого столетия в США, получили широкое распространение и популярны по сей день во всем мире.

Читайте также:  Допустимые отклонения свай от проектного положения

Все проекты домов в стиле Райта, естественно спроектированные рукой самого мастера, – это отсутствие большого контраста между объектом и природным ландшафтом. Именно это заложено в основу органической архитектуры. Дом не должен выглядеть как инородный предмет, он может быть домом, но таким, чтобы гармонично вписаться в окружение.

Проекты домов и коттеджей из каталога компании iDomPK содержат как стилизацию под стиль Райта, так и большие коттеджи, выполненные с сохранением всех законов данной стилистики. Каждый наш проект содержит фото, планировки, которые могут быть переработаны в соответствии с вашими пожеланиями, и готовую рабочую документацию для строительства под ключ, состоящую из архитектурного и конструктивного разделов.

Детали и особенности стиля

Что же, давайте более детально разберемся в том, чем же хороши проекты домов Райта? Что их выделяет среди стандартных архитектурных решений?

Первое что бросается в глаза – это приземистость. Вдохновленный степными равнинами США Фрэнк создал уникальную стилистику домов, которые так и норовят слиться с горизонтом. Именно благодаря приземистости его работы получили название стиль Прерий (североамериканский тип степей). Также, он считал, что пропорции зданий должны определяться человеческой фигурой, именно благодаря этому убеждению проекты загородных коттеджей в стиле Райта не содержат высоких потолков и огромных залов.

Второй этаж всегда выполняется полным. Крыша, как правило, имеет 3 или 4 ската. Иногда кажется, что крыша у таких домов плоская. Этот эффект достигается за счет не высокого конька и очень широкой подшивки свесов кровли. Окна конечно могут быть любой формы, но зачастую они вытянутые и/или квадратные. Окна упираются прямо в саму подшивку свеса кровли. Цоколь, как правило, отсутствует, а если он есть, то значит дом стоит на склоне и такой цоколь отделывается натуральным камнем.

Внешняя форма дома содержит большое количество выступов и обязательно должны быть навесы. Колонны всегда кирпичные. Кровельный материал должен быть темнее фасада. В качестве материала подойдет мягкая кровля и железо (металлочерепица или фальцевая).

Отличительной особенностью проектов домов в стиле Райта является свободный план – это когда количество внутренних стен и перегородок сводится к минимуму. Фрэнк не любил перегородки и двери, он предпочитал единое пространство, передвигаясь по которому вы попадаете из одной атмосферы в другую.

Проекты домов в стиле Райта снаружи отделывается только натуральными материалами, но это конечно в идеале. В наше же время фасада может быть отделан любыми материалами, но, чтобы передать дух того времени и усилить стилистику, мы рекомендуем применять 2-3 материала – лицевой кирпич (иногда подойдет клинкерная плитка), искусственный камень и дерево. Декоративные элементы требуют своего присутствия только на усмотрение архитектора и/или здравого смысла.

Проектирование домов и коттеджей в стиле Райта

Проектирование коттеджей Райта – это очень серьезная работа, которая может занимать от 2 до 3 месяцев. Именно по этой причине в нашем каталоге не так уж и много таких проектов коттеджей. Если вы выбрали понравившийся вариант из нашего каталога, то мы готовы доработать его до ваших функциональных и эстетических потребностей. Если же наш ассортимент для вас показался скудным, то вы можете заказать индивидуальный проект дома. Мы готовы справиться с поставленной задачей! За 17 лет мы набрались огромного опыта и сформировали отличную команду, состоящую квалифицированных специалистов – архитекторы, конструктора, инженеры.

Закажите выезд специалиста на ваш объект или на любой другой адрес, где вам удобно. Услуга платная. Стоимость выезда зависит от удаленности объекта от нашего офиса и от типа задачи!

Архитектура Фрэнка Ллойда Райта: стиль прерий

Прежде чем рассмотреть архитектурные особенности стиля Райта, мы дадим википедии (статья полностью) сказать пару слов о самом создателе этого направления.

Фрэнк Ллойд Райт – американский архитектор-новатор. Оказал огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создал “органическую архитектуру” и пропагандировал открытый план в архитектуре

А остальное? Об остальном гораздо лучше биографических выкладок расскажут дома и проекты этого архитектора.

Источники вдохновения

Сказу стоит оговориться, что говоря об архитектуре Фрэнка Райта, мы говорим о направлении – стиль прерий (родоначальником которого и был Райт). Называется он так не зря. Его прообразом были масштабные степи Великих равнин США. От этих природных линий здания почерпнули общую горизонтальную направленность и приземистость – они будто пытаются слиться с линией горизонта.

Еще один элемент, который без труда будет узнан в архитектуре таких строений – это мотивы восточных храмов: навесные парящие крыши, выходящие далеко за пределы основного фундамента.

Немало Райт почерпнул и в минимализме, который вовсю развивался в начале ХХ века. Но взяв за основу угловатые и функциональные формы, он бережно перенес их в условия натурализма, добавил естественных очертаний, вот и получились – очень удобные и одновременно с этим эстетичные интерьеры.

И, конечно, нельзя не упомянуть о главной парадигме, которой придерживался Райт: природная органичность. Он активно использовал естественный ландшафт в своих строениях: как в сочетании с постройкой, так и стирая границу между ним и зданием. Ярким примером этого является “Дом над водопадом”

Но это – общее. По каким же чертам можно точно определить стиль прерий?

Горизонтальные линии

Как мы уже говорили, горизонтальная ориентация наиболее яркое свойство райтовских стилей. Здания, в которых более двух этажей, все равно будут пытаться стелиться к земле.

Угловатость

И если горизонтальную ориентацию можно назвать матерью стиля прерий, то строгие линии минимализма – отцом. Это дает удивительную особенность: несмотря на угловатость форм, здания гармонично вписываются в природное пространство – будто бы земля на секунду задумалась и приняла геометрически-правильную форму.

Сегментированность

Из предыдущих особенностей проистекает сегментированность таких строений. Горизонтальные линии крыши и межэтажного покрытия делят здание на вытянутые сегменты. А чтобы не терять визуальную поддержку, райтовские дома часто снабжены колонами. Это вертикально-горизонтальное деление создает ощущение того, будто бы постройку создали из отдельных цельных кубиков.

Навесные плоские крыши

Неотъемлемый атрибут стиля прерий. Крыша тут также работает на создание горизонтального силуэта и сегментирует постройку, если этажей два и более. Ах да – выступ крыши, скорее всего, будет и между этажей. Это придает зданию неповторимые очертания и располагает к длинным балконам.

Естественные отделки

Естественность в первую очередь. Потому, наравне со стеклом и бетоном, в отделке используется настоящий камень и дерево. Впрочем, с появлением сайдинга, который прекрасно вписывается в очертания стиля Райта, стали использовать и его.

Одной из самых любопытных особенностей отделки стиля прерий, является активное смешение материалов, Более того – с помощью нее часто подчеркивают геометричность стилистики. Например, укладывая камнем квадрат, который занимает кухня или отдельный сегмент.

Панорамные окна

Горизонтальная ориентация, ровные стены и правильные формы позволяют (более того – располагают!) монтировать высокие и большие окна. Это работает как на архитектуру, так и на интерьер: снаружи дом, отражая окружающее пространство, изящно вписывается в природные красоты, в внутренние площади кажутся больше и получают достаточно количество света.

Кстати говоря: нередким является и использование круглых окон, но что вы точно вряд ли увидите – это аркообразные и выступающие окна классицизма.

Единство с природой

Основным условием класса органических стилей является способность вписываться в природу. Вне зависимости от общих очертаний, они не должны восприниматься отдельно от ландшафта, в котором располагаются. Благодаря восточным мотивам и способам отделки у стиля прерий это прекрасно получается.

Заключение

Сложно недооценить влияние архитектуры Райта на современное строительство коттеджей и домов. Как и модерн, она пытается объединить современные достижения и природу, но если модерн оформляет удобство в упаковку природы, ставит эстетику и плавность во главу угла; то стиль прерий берет самое нужное из окружающей среды и придает ему функциональные и нейтральные формы.

Именно это пограничное положение, объединение столь непохожих вещей, делает стиль Райта столь популярным и приспособленным для человеческой жизни. Тут каждый найдет и спокойную эстетику, и удобство, и гармоничность, и ненавязчивые веяния различных этносов.

Читать другие статьи раздела

Купить или построить дом с нуля – неизбежный вопрос, когда возникает желание приобрести частную недвижимость за городом. Чтобы ответить, нужно четко понимать: для чего.
Подробнее о готовых и построенных загородных домах.

Ситуацию, когда у вас есть и добротный коттедж с коммуникациями, и городская квартира, можно назвать идеальной. Но на практике обычно приходится выбирать, куда вложить средства – в постройку собственного дома или.
Подробнее о выборе между домом и квартирой.

Владельцу предстоит решить вопрос: купить готовый типовой вариант или заказать индивидуальный. В том и в другом случае есть факторы, влияющие на.
Далее об авторских проектах домов.

Современная малоэтажная застройка в России представлена как типовыми архитектурными решениями, популярными за счет доступности материалов и быстроты возведения, так и эксклюзивными проектами, где ценится.
Далее о красивых домах.

Читайте также:  Выбираем фильтр для стиральной машины на воду

Из всех минималистичных (или интернациональных) стилей, конструктивизм особенно крепко прижился на территории Советского Союза.
Подробнее о конструктивизме.

Ар-деко в творчестве Фрэнка Ллойда Райта 1910-1920-х

Ко дню рождения гения.

Выстроив в общей сложности более 350 особняков, Райт оказался зажат в рамки выбранного им самим жанра – загородного дома, свободно распластанного по территории, одновременно и «укорененного в земле», и потустороннего, левитирующего. Как кажется, дома Райта всегда решены невысокими этажами с сильно вынесенными карнизами, аккуратно нарисованными редкими деталями и изысканными витражами. Но что это было, проявление роскоши или экономии? В контексте возведения в Нью-Йорке и Чикаго десятков богато украшенных высотных зданий 1900-30-х – скорее второе.

Известные нам сегодня как «дома в стиле Райта», особняки эти были, в значительной мере, продиктованы японской культурой, знакомство с которой состоялось еще на Всемирной выставке в Чикаго (1893). Именно там выполненный в традиционном стиле японский павильон поразил воображение молодого архитектора – и жесткой геометрией форм, и контрастным сочетанием цветов. Райт увидел в этом не экзотику, но стиль будущего.[1] Не получив классического архитектурного образования, Райт первые годы работал в мастерской Луиса Салливена. Однако соприкосновение этих двух гениев – фигура Салливена заслуживает отдельного повествования – дало искру. Они не могли работать вместе, один родившийся с циркулем руке, другой – с угольником. Все, что у Салливена было нарисовано криволинейно, уРайта получилось ортогонально.[2] И потому, начиная с дома Уинслоу в Оак парке (1893), Райт ищет путь к самостоятельной архитектурной работе.[3]

В те годы Райт работает в Японии, а затем в Лос-Анджелесе, где возводит великолепную серию частных вилл, особняков.[10] Это Холлихок хаус (1919-1922), Миллард хаус (1923), Сторер хаус (1923), Фриман хаус (1923), Еннис хаус (1924), выстроенные из бетона в архитектуре т.н. «текстильных блоков».[11] И их пластика воплотила в себе парадоксальный синтез неоархаических и технократических мотивов, однако это дало здесь сильнейший художественный результат. Таким образом, эволюция стиля Ф. Л. Райта в 1910-20-е состояла в усложнении архитектурной декорации и приближении к эстетике ар-деко.

Творчество Райта было крайне разнообразно, это было последовательное движение от одной концепции к другой – от «стиля прерий» к «текстильным блокам» и «юсоновским домам».[12] Однако если на рубеже 1900-10х работы мастера действительно опередили время – и по архитектурной графике, и по пластике и композиции объемов, то на рубеже 1920-30-х, когда архитектура ар-деко достигла своего расцвета, Райт оказался не востребован.[13] Более того, в то время как на рубеже 1910-20-х в работах мастера заметно некое сближение фантазийно-геометризованной пластики его особняков с откровенной неоархаической, мезоамериканской стилизацией, в Европе и СССР уже зарождается эстетика авангарда.[14] И в 1920-30-е гг. архитектура Райта, парадоксальным образом, оказалась уже не актуальна ни в возводимых в классике столицах – Вашингтоне и Москве, ни в творческих лабораториях ВХУТЕМАСа и Баухауза.[15]

Наиболее радикальным жестом в творчестве Райта 1920-30-х стал знаменитый «Дом над водопадом» (1936). Это был, по выражению мастера, образец т.н. «органической архитектуры».[16] Подобная терминология сперва может несколько сбить столку, ведь железобетонные консоли «Дома над водопадом» столь же «органичны» в пропитанном влагой лесу Пенсильвании, как и неоклассические портики. Однако принципы «органической архитектуры», «organic architecture» Ф. Л. Райта были эволюцией идей Луиса Салливена (1856-1924), его тезиса «Форма следует функции». Несмотря на разногласия, Райт навсегда сохранил уважение к своему старшему коллеге, называя его «Lieber Meister», «Дорогой учитель».[17]

«Дом над водопадом» стал манифестом авангардной абстракции. Не многие, кто бывал в США, видел этот объект.[18] Расположенный в сотнях километров от Нью-Йорка и Чикаго, и затерявшийся в лесах под Питтсбургом, он остается одним из самых труднодоступных и притягательных для поклонников наследия Райта. Однако созданный во второй половине 1930-х, то есть спустя годы после расцвета советского авангарда этот памятник кажется запоздалым откликом на новации Европы и СССР.[19]

По удивительной симметрии истории, американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) и советский архитектор И. В. Жолтовский (1867-1959) прошли свой жизненный путь в одни годы.[20] Такие разные – Жолтовский проработавший больше 30 лет на государство и осуществивший в Москве десяток неоренессансных зданий, и Райт, новатор, работавший исключительно для частного заказчика. В этой параллели, как кажется, нет ничего общего кроме сходства цифр, дат рождения и смерти. Однако в этом видится характерная иллюстрация двух творческих стратегий – одни сочиняют язык, другие на нем умело говорят. В. А. Моцарт был рожден создавать новую гармонию, С. Т. Рихтер – эту гармонию исполнять. И творчество Фрэнка Ллойда Райта с блеском демонстрирует нам торжество первого принципа.

[20] Ф. Л. Райт одно время указывал в качестве года своего рождения 1869 (год, когда на самом деле родилась его сестра Мери Джейн). Он хотел казаться младше, чтобы еще сильнее поразить собеседника, тем насколько рано он начал свою самостоятельную архитектурную практику. В действительности Райт уходит от Салливена и начинает работать в своей мастерской в Оак парке в 1893 году, тогда ему было около 26 лет.

8 зданий, созданных Фрэнком Ллойдом Райтом, добавлены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Впервые за всю историю существования международной программы ЮНЕСКО попала под ее защиту соврецменная американская архитектура. Буквально на днях стало известно, что сразу 8 незаурядных работ известнейшего мэтра «органической» архитектуры Фрэнка Ллойда Райта были причислены к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО. Появление этих удивительных произведений в Списке позволило США прочно закрепиться на карте организации, и теперь проекты Райта поставлены в один ряд с величайшими шедеврами архитектуры, которые знает и почитает весь мир.

В обновленном списке Всемирного наследия ЮНЕСКО несколько дней назад появилась уникальная коллекция из 8 незаурядных современных зданий, которые спроектировал выдающийся архитектор ХХ века Френк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright). По сведениям редакции Novate.Ru, на рассмотрение Комитета было представлено 449 его лучших проектов, из которых выделили сразу восемь сооружений. Этому эпохальному событию предшествовали не только 72 года созидания самого зодчего, но и 15 лет кропотливого труда людей, которые готовили все необходимые документы для выдвижения кандидата на номинацию Modern Architecture. Но титанический труд был не напрасен, ведь уже сегодня проекты Райта можно поставить вровень с Пирамидой Хеопса, Великой Китайской стеной и еще с 1111 выдающимися памятниками архитектуры со всего мира, которые признаны Всемирным культурным наследием.

После заседания Комитета, которое в этом году проходило в Баку (Азербайджан), в пресс-релизе было заявлено: «Работа Райта на протяжении длительного периода оказала сильное влияние на развитие современной архитектуры в Европе. Эти здания отражают «органическую архитектуру», разработанную самим архитектором, включающую в себя проект под открытым небом, размытие границ между экстерьером и интерьером и беспрецедентное использование таких материалов, как сталь и бетон».

Познавательно: Термин «органическая архитектура» был определен самим Фрэнком Райтом, который считается ее родоначальником: «Органическая архитектура – это архитектура, в которой идеалом является целостность в философском смысле, где целое так относится к части, как часть к целому, и где природа материалов, природа назначения, природа всего осуществляемого становится ясной, выступает как необходимость. Из этой природы следует, какой характер в данных конкретных условиях может придать зданию подлинный художник».

В сегодняшнем материале авторы Novate.Ru собрали все восемь проектов Фрэнка Ллойда Райта, которые заслужено получили почетный статус Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

1. «Дом над водопадом» в Пенсильвании (1936-1939 г.г.)

Fallingwater – этот самый выдающий проект, который уже не одно десятилетие считается эталоном «органической архитектуры был разработан для супружеской пары Эдгара и Лилиан Кауфманн.

О своем самом узнаваемом шедевре, расположенном на камне, свисающем над ручьем, зодчий говорил так: «Дом над водопадом» – великое благо, возможно, одно из величайших, какие можно познать здесь, на земле. Наверное, нет ничего, что можно было бы сравнить с гармонией и покоем, какие возникают тут из сочетания леса, реки, утеса и элементов конструкции. Водопад здесь слышишь так, как слышишь тишину земли…».

2. Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке (1956-1959 г.г.)

Guggenheim Museum – уже полвека считается выдающимся творением Фрэнка Ллойда Райта, до сих пор поражающим уникальным дизайном и неповторимой красотой.

По задумке автора проекта, посетители, поднимающиеся по великой спирали исторического здания, которая устремляется к куполу, могут увидеть уникальные выставки Гуггенхайма, на которых представлены работы знаменитых художников, начиная с XIX века и до наших дней.

3. Дом Герберта и Кэтрин Джейкобс в Мэдисоне, штат Висконсин (1936-1937 г.г.)

The Herbert Jacobs House – создан в оригинальном стиле, который тоже изобрел Фрэнк Райт. Этот абсолютно недорогой дом для семьи Джейкобс из Мэдисона стал первым «американским жильем», которое кардинально отличалось от европейских постулатов архитектуры. Для его создания в основном использовалось дерево и кирпич.

Читайте также:  Вытяжка встроенная в шкаф

4. Храм Единства в Оук-Парк, Чикаго(1906-1908 г.г.)

Необыкновенный храм Unity Temple был создан родоначальником современной архитектуры еще в самом начале своей деятельности на поприще экспериментатора. После пожара, который полностью уничтожил Унитарианскую церковь, Райту пришлось создавать ее заново. Поскольку бюджет для строительства был очень мал, ему пришлось придумывать способы удешевления проекта. Вот тогда-то он и решил использовать железобетон, что впоследствии стало огромным прорывом в строительной индустрии.

5. Дом Фредерика Роби в Чикаго (1908-1910 г.г.)

The Frederick C. Robie House – это первое сооружение Фрэнка Райта, которое он спроектировал в стиле «дома прерий». Спустя более 100 лет он считается признанным шедевром в серии загородных особняков, которые имеют респектабельный внешний вид и новаторскую пространственную композицию. И как доказательство того, что это уникальный архитектурный объект, он не только попал в Список культурного наследия, но и является Национальным историческим памятником США.

6. «Дом Мальвы» в Лос-Анджелесе (1918-1921 г.г.)

Весьма интересный концепт жилого дома-театра Hollyhock House был разработан Фрэнком Райтом для дочери нефтяного магната. По задумке жилой дом интегрировали в театральный комплекс, поэтому одна сторона здания открыта для организации самой настоящей сцены, а другая – совмещена с оранжереей. Но привередливая хозяйка не оценила усилия мэтра, поэтому дом совсем короткое время был жилыми апартаментами. После продажи особняка городу, власти превратили его в художественную галерею, которая со временем стала музеем, имеющим статус Национальной исторической достопримечательности США.

7. Дом-студия Фрэнка Ллойда Райта в Аризоне (1938 г.)

Собственный дом Taliesin West мэтр современной архитектуры спроектировал в своем коронном стиле «домов прерий». Необычный особняк, расположенный в пустынных предгорьях Аризоны несколько раз перестраивался из-за пожаров, но все равно сохранил свою уникальность. В этой резиденции Фрэнк, начиная с 1938 г. не просто жил в зимние месяцы, он организовал собственную школу Frank Lloyd Wright. После его смерти в 1959 году этот особняк стал главным корпусом Школы архитектуры в Талисине, там же сейчас находится Фонд Фрэнка Ллойда Райта (The Frank Lloyd Wright Building Conservancy).

8. Талиесин I, II, III в Спринг-Грин (1911-1959 г.г.)

Это самый длительный проект Фрэнка Райта над которым он работал, начиная с 1911 года. Огромный участок земли 323 га, которым владели, его дедушка с бабушкой вдохновил его на создание собственного дома – Taliesin North. Ряд трагических событий, произошедших в этом доме после строительства, заставляли зодчего перестраивать и перекраивать необычное пространство но, тем не менее, он становился еще оригинальней и красивее. После всех неприятных событий особняк выполнял функции мастерской, школы и был местом для встреч учеников и коллег великого архитектора.

Президент и генеральный директор Фонда The Frank Lloyd Wright Building Conservancy, который руководил подготовкой всех работ великого архитектора, после оглашения вердикта Комитета сказал: «Эти достопримечательности не просто памятники Всемирного наследия, потому что они прекрасны. Это места глубокого влияния, вдохновения и гармоничного слияния» . И это действительно так!

Как доказала сама история архитектурные объекты даже самые крошечные домики на дереве и футуристические небоскребы, наравне с древнейшими храмами или восхитительными дворцами оказывают огромное влияние на существование человеческого общества. И это немудрено, ведь некоторые произведения великих архитекторов мира, не только стали украшением городов, но и заставляют всех нас восторгаться, удивляться и задумываться над своим настоящим и будущим.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

ТОП 10: Знаковые проекты Фрэнка Ллойда Райта

Фрэнк Ллойд Райт – американский архитектор, основоположник органической архитектуры – родился 8 июня 1867 г. в городе Ричленд-Сентер штата Висконсин в семье церковного деятеля и учительницы. Получая знания на дому, он не посещал общеобразовательную школу. Проучился год на инженерном факультете Висконсинского Университета. После этого ушел «на вольные хлеба» и в 1887 г. переехал в Чикаго, где попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. В 1893 у Райта уже была своя мастерская в чикагском пригороде Оук Парк. Инновационным в работах Фрэнка Ллойда Райта было использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, использование кондиционеров, рассеянное освещение. Также он предлагал отталкиваться в проектировании, в первую очередь, от ландшафтных условий и за свою карьеру успел построить 363 объекта. Самые знаковые проекты Фрэнка Ллойда Райта.

1. Roby House (Чикаго, Иллинойс, США, 1910 г.)

Относится к серии «Дома прерий», названой так из-за обилия горизонтальных линий, карнизов и плоских крыш, которые напоминают прерии. Асимметричная форма, ленточное остекление, горизонтальная ориентация. Большие свесы крыши дают ощущение защищенности, защиту от солнечных лучей. Ядром дома служит камин. Четко прослеживается сомасштабность здания человеку.

2. Дом над водопадом (Бер-Ран, Пенсильвания, США, 1939 г.)

К 30-м годам ХХ столетия, после очень плодотворного периода, в работе у Райта наступил застой. Чтобы поправить свое положение, архитектор организовал в своей резиденции художественную студию «Талиесин». Туда приходит учиться Эдгар Кауфман. Именно благодаря этому знакомству Фрэнк Ллойд Райт получает заказ от родителей Кауфмана на проект загородного дома, который стал одним из самых известных творений архитектора.

3. Комплекс «Талиесин» (Спринг-Грин, Висконсин, 1911-1925 г.)

Проект, так же как и Roby House, относится к «Домам прерий». Характерные черты комплекса: низкие крыши крытые гонтом, каменные стены, террасы, врезающиеся в ландшафт. Главное здание комплекса имеет план П-образной формы. Одно из его крыльев – резиденция Райта с 3 спальнями, столовой, кухней и лоджией. После постройки дом дважды страдал от пожаров и полностью перестраивался.

4. Yamamura House (Ашия, Япония, 1924 г.)

Единственная постройка по проекту Фрэнка Ллойда Райта, которая сохранилась в Японии. К дому ведет длинная дорога через живописную долину. У парадного входа прямо в стенах предусмотрены лавы для отдыха и созерцания окрестностей. Центром интерьера является камин – Фрэнк Ллойд Райт часто использовал этот прием в своих проектах. Как дань японским традициям, стены частично выполнены из глины. Череду трапециевидных труб удалось выгодно вписать в ландшафт. Внимания заслуживают также сводчатый потолок и удлиненный южный балкон, с которого видны горы, море, городской пейзаж.

5. Синагога BethShаlom (Элкинс Парк, Пенсильвания, США, 1959 г.)

Здание спроектировано в стиле модерн. Выразительным элементом выступает полупрозрачная пирамидальная крыша, символизирующая гору Синай. Также архитектор вдохновился постройками майя, поэтому объем сформирован при помощи 2 треугольных призм, поставленных друг на друга и образующих в плане шестиугольник – звезду Давида.

6. Отель Imperial (Токио, Япония, 1915 г.)

В проекте Фрэнку Ллойду Райту важно было учесть сейсмологические особенности местности и добиться устойчивости здания. Благодаря консольной подвеске этажей, а также мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в грунт на 18 м, здание устояло во время землетрясения в 1923 году.

7. Офис компании Johnson Wax (Расин, Висконсин, США, 1936 г.)

Проект интересен тем, что в здании размером 69×69 м нет окон. В интерьере архитектор применил специальные древовидные колонны. Специальное освещение создает благоприятные условия для работы, несмотря на отсутствие прямого солнечного света. Мебель так же разрабатывалась Райтом, как и во многих других его проектах.

8. Дом Герберта Джекобса (Мидлтон, Висконсин, США, 1944 г.)

Солнечный полукруг – название плана, который придумал Фрэнк Ллойд Райт для проектирования в северном климате. Здание имеет форму полукруга, северная сторона которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная скомпонована из двухслойных окон и дверей для проникновения солнечного тепла в дом даже зимой.

9. Офис компании Larkin (Буффало, Нью-Йорк, США, 1906 г.)

Здание из красного песчаника высотой 61 м и шириной 41 м. Здесь Райт применил витражные окна со стальными рамами и скульптурные элементы для декорирования фасада. Внутренние стены были сделаны из сочетания светлого кирпича и стекловидного материала для беспрепятственного проникновения солнечного света. В связи с банкротством компании Ларкин, несмотря на протесты архитектурного общества, в 1950 году здание было снесено.

10. Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США, 1959 г.)

Назван так в честь своего основателя Роберта Соломона Гуггенхайма. Строился и проектировался в течение 16 лет. Снаружи музей представляет собой перевернутую спираль, внутри же интерьер напоминает раковину, в центре которой – остекленный дворик. По замыслу архитектора осмотр экспозиции следует начинать сверху, поднявшись на лифте. Спуск же предполагается по пандусу, вдоль которого (а так же в примыкающих к нему залах) расположены произведения искусства. Реалии же таковы, что осмотр происходит снизу вверх.

Ссылка на основную публикацию