17 архитектурных стилей, а также простые объяснения, как их различать
Представьте, что вы отправились в путешествие в другую страну. Без культурной программы и туристических маршрутов не обойтись, иначе какой смысл вообще куда-то ехать. Можно, конечно, закрыться в отеле на время всего отпуска и отлично проводить дни, традиционно лежа в кровати. Но, все же, Voka.me настоятельно не рекомендует такой способ отдыха.
Если же вы заранее подготовитесь к поездке и изучите традиции страны, в которую отправляетесь, то чужая культура станет намного понятнее. Как насчет того, чтобы научиться отличать архитектурные стили и поставить еще одну галочку в список своего самообразования? Помимо этого, вы сможете произвести впечатление на девушек, и это будет намного эффективнее, чем, например, навык отличать сорта пива с закрытыми глазами.
Вообще, архитектурные стили – довольно запутанная и сложная тема для новичка, и если вы не хотите изучать скучную литературу, мы предлагаем вам упрощенный гайд по мировой архитектуре (да простят нас профессиональные архитекторы).
1. Классицизм
Классицизм – это оплот симметричности, строгости и выпрямленности. Если видите что-то похожее, да еще и с круглыми длинными колоннами – это классицизм.
2. Ампир
Ампир – это когда классицизм решил стать пафосным до невозможности, да еще и стремится быть выше.
3. Сталинский ампир
Конечно же, вождю всех народов – товарищу Сталину – в обычном ампире недоставало пафоса и торжественности, и, чтобы показать мощь СССР во всей красе, этот стиль был возведен в куб. Так появился сталинский ампир — архитектурный стиль, который пугает своей колоссальностью.
4. Барокко
Барокко – это когда здание похоже на пироженку со взбитыми сливками, часто украшенную золотом, каменными скульптурами и витиеватой лепниной, которая отчетливо говорит свое «фи!» классицизму. Этот архитектурный стиль распространился по всей Европе, в том числе был перенят русскими архитекторами.
5. Рококо
Если вам показалось, что здание проектировала женщина, и на нем присутствует много всяких рюшечек и бантиков, покрытых золотом – это рококо.
6. Ультрабарокко
Если вы смотрите на здание и от обилия лепнины и скульптур перестаете понимать, что происходит вокруг, то можете быть уверены – это ультрабарокко. Главное – не потерять сознание при созерцании такой красоты.
7. Русское барокко
Русское барокко – это уже не пироженка, это настоящий торт, расписанный под хохлому.
8. Псевдорусский стиль
Псевдорусский стиль – это когда попытался «закосить» под древность, но перестарался и слишком богато все украсил.
9. Неоготика
Неоготика – это когда боишься порезаться о здание от одного взгляда на него. Тонкие длинные шпили, оконные проемы и боязнь уколов.
10. Готика
Если смотришь на здание и опасность порезаться меньше, а в центре у него круглое окно или витраж с башнями по бокам – это готика. На лепнине таких зданий в архитектурном стиле часто любят помучить всяких грешников и прочих асоциальных личностей.
11. Ар-деко
Ар-деко – это когда при взгляде на здание в голове у вас заиграли старые американские песни, исполненные Фрэнком Синатрой, а по улицам начали ездить воображаемые автомобили из 60-х годов.
12. Модернизм
Здесь все просто. Модернизм в архитектурном стиле – это дом из будущего, но построен с нотками ностальгии по прошлому.
13. Модерн
По модерну в архитектуре можно изучать античную историю. Очень много мелочей и проработанных деталей, которые в совокупности представляют собой цельную композицию.
14. Конструктивизм
Конструктивизм в архитектурном стиле – это когда любители цилиндров и других строгих геометрических фигур начинают строить дома. Ставят какую-нибудь трапецию или цилиндр и прорезают в ней окна.
15. Деконструктивизм
Если вы смотрите на здание и видите, что его совсем-совсем сломали, изогнули и сморщили – это деконструктивизм. Настоящий геометрический ад для перфекциониста.
16. Хай-тек
Хай-тек архитектура включает в себя постройки, где много стекла, бетона, все прозрачное, зеркальное и блестит на солнце. Максимум геометричности, строгости и угловатости.
17. Постмодернизм
Постмодернизм – это когда смотришь на здание, как на «Черный квадрат» Малевича и не понимаешь, что хотел сказать автор, как ему разрешили это построить и почему не лечили от наркотической зависимости. Впрочем, в таких причудливых формах тоже есть свои плюсы.
Конечно, профессиональные архитекторы могут посчитать такой топ архитектурных стилей кощунственным и вообще обидеться, но сделайте скидку тем, кто не так хорош в истории и определении стилей. В конце концов, автомобильный механик тоже будет снисходительно улыбаться, глядя на то, как архитектор пытается определить, с какой стороны подойти к коленчатому валу.
Архитектурные стили – от античность до начала XX века
Развитие архитектуры занимает практически всю историю существования человечества — начав однажды возводить здания, человек так и не смог остановиться, постоянно развивая и совершенствуя этот сложный, но увлекательный процесс. Можно выделить несколько основных стилей, оказавших сильнейшее влияние на формирование облика городов.
Античность
Первым из архитектурных стилей принято считать античную архитектуру — искусство зодчества Древней Греции и Древнего Рима, сложившееся в Средиземноморском бассейне, Причерноморье и соседних государствах в начале I тысячелетия до н. э. и остававшееся главенствующим до V в. н. э.
Именно античная архитектура стала основой возникшего в Средневековье классицизма в архитектуре, оказала сильнейшее влияние на культуру человечества. Главные признаки античной архитектуры – строгие формы, симметричность, точный расчет пропорций и использование в качестве украшения ордеров, колон, стилизованной резьбы по камню. Самым известным сооружением античности является Парфенон, главный храм афинского Акрополя.
Романский стиль
Этот художественный стиль господствовал в Европе в 10-12 веках уже нашей эры, очень многое взял из культуры Древнего Рима (само называние происходит от «римский») и оказал сильное влияние на формирование облика древних европейских городов.
Особенность романского стиля – лаконичность, ясный архитектурный силуэт и полная гармония с окружающей природой. Массивные, прочные, с узкими окнами и ступенчатыми порталами крепости и замки и сейчас встречаются во многих городах Европы, отличаются простыми геометрическими формами, наличием главной башни – донжона – и арок.
Готика
Весь период с XIII по XVI века главенствующим направлением в архитектуре Западной, Центральной и Восточной Европы являлась готика. Лучше всего охарактеризовать готический стиль в двух слова – «устрашающе величественный». Наиболее ярко проявился в архитектуре церквей, соборов, храмов и монастырей, отличается цилиндрическими сводами, опиравшимися на мощные колоны, обилием больших окон, украшавшихся витражами, стрельчатыми арками, остроконечными башенками и обилием скульптур.
Готические соборы прекрасно сохранились и стали достопримечательностью английских городов, Праги, Милана, Венеции, Кельна, Парижа и других уголков Европы.
Стиль Возрождения
Период с XV по XVII века принято считать переломным в архитектуре, именно тогда в Италии сформировались принципы нового стиля, получившего в дальнейшем продолжение в стилях барокко и рококо.
Архитектура Возрождения часто обращалась в поисках вдохновения к античности, однако стала более сложной, при возведении зданий использовалось множество элементов, причем не только древнегреческие ордеры и традиционные колоны, но и пилястры, ниши арки, полусферы и эдикулы.
В эпоху Возрождения архитектор перестал быть анонимным автором, одним из многих участников строительства здания. Появились «именные» стили, а проекты от известных мастеров пользовались особым спросом, их труд оплачивался чрезвычайно высоко.
Барокко
Это направление в архитектуре было распространено не только в Европе, но в обеих Америках, оказало влияние и на русское зодчество. Возник архитектурный стиль барокко в Италии и был основан на достижениях архитекторов Возрождения.
Для барокко характерны сложные формы, чередование выпуклых и вогнутых плоскостей и линий, активное применение архитектурно-декоративных мотивов и скульптурных форм, цветовые контрасты и игра светотени, динамичность и неравномерное распределение архитектурных масс.
Барокко – пышный, праздничный, зачастую помпезный, эмоциональный стиль. Здесь эстетика явно преобладает над рациональностью, а функциональность уступает место декоративности. В переводе с итальянского «барокко» означает «странный причудливый», что в полной мере отразилось на внешнем облике и интерьере таких строений.
Рококо
Этот стиль архитектуры получил название от французского «рокайль» — завиток, рококо часто называют «вычурным барокко». «Пряничные», поражающие обилием украшений на фасадах здания интерьеры в стиле рококо получили распространение во Франции, апогея популярности это направление в архитектуре достигло во времена Людовика Пятнадцатого.
Классицизм
На смену вычурным, «пряничным» барокко и рококо пришел более сдержанный, считавший античные храмы настоящим образцом архитектуры, классицизм. Строгие формы, ордеры и колонны были дополнены новыми приемами, однако общее впечатление строгой, симметричной красоты осталось неизменным.
Эклектика
Развившийся в середине 19 века архитектурный стиль, проявившийся в смешении самых разных направлений – обновленных ренессанса, барокко, рококо, псевдорусского, неомавританского и других архитектурных стилей.
Эклектика многообразна, зачастую этот стиль трудно определить с первого раза, так как в нем используются самые разные элементы – от классического ордера до романтических завитушек рококо.
В дальнейшем появились модерн, конструктивизм, минимализм, хай-тек и другие современные стили, но это уже совсем другая история!
Виды архитектурных стилей в строительстве
Архитектурный стиль – это совокупность общих черт здания, которые выражаются в выборе форм, конструкций, оформления фасада и в других важных деталях. На сегодняшний день существует множество направлений в архитектуре. Все стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития человечества, постоянно менялись под влиянием религии, политики, национальных черт, идеологий, климата и прочих факторов. Наиболее значимые перемены общественного строя или уклада жизни обязательно находили свое отражение в архитектуре. В данной статье будут рассмотрены наиболее значимые и яркие решения. Какие архитектурные стили есть и пользуются популярностью в наше время?
Популярные архитектурные стили и их особенности
Классицизм. Архитектурный стиль XVII–XIX веков сложился под влиянием абсолютных монархий, властвовавших в то время в Европе. Для классицизма характерна благородная простота, величие, аристократизм, строгий ритм оформления. Фасады симметричны, но при этом выглядят нарядно и торжественно. Пример: архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова.
Романский стиль. В архитектуре отражена концепция оформления средневековых замков-цитаделей. Здания в романском стиле выглядят массивно, брутально, но достаточно аскетично. Основным строительным материалом является камень. Окна в домах выполняют узкими и высокими, во многих проектах предусматривают башни и высокие заборы. Пример романского архитектурного стиля в строительстве: соборный ансамбль в Пизе.
Готика. Для зданий с готической архитектурой характерны высокие оконные проемы с витражами, арки стрельчатой формы, вытянутые башни. В оформлении фасадов – ажурность и легкость. Массивный декор выглядит невесомым и как бы устремленным в небо. В качестве украшений часто используются скульптуры мифических существ. Пример: собор Парижской Богоматери.
Барокко. Динамичный, причудливый, нарочито роскошный стиль с богатым декором. Фасады украшают лепниной, расписывают художественными мотивами. В барокко каждая деталь здания говорит о состоятельности и высоком статусе владельца. Главное – не переусердствовать с показной роскошью, чтобы дом выглядел органично. Пример: Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
Рококо. Для этого архитектурного стиля характерна манерность, утонченность. На фасадах используют затейливые орнаменты в виде раковины. Декор выглядит роскошно. В архитектуре рококо преобладает симметрия композиций, уравновешенные сочетания чистых цветов, высокая степень детализации форм. Пример: Смольный собор.
Конструктивизм. Дома в таком стиле отличаются практичным внешним видом и функциональностью. Художественность в оформлении достигается сочетанием материалов и форм. Декор на фасадах практически не используется. В современном виде конструктивизм сочетает лаконичную геометрию с естественностью, натуральностью пространства, обилием света. Пример: дом-мастерская архитектора Мельникова.
Минимализм. Основная идея стиля – максимум функциональности при минимальном количестве элементов. В архитектуре минимализма не используется декор, другие предметы, не несущие никакой практической нагрузки. Для эстетической привлекательности зданий применяют оригинальные сочетания геометрических форм и различных фактур: камня, дерева, стекла и т. д. Пример: резиденции Алкасер-ду-Сал в Португалии.
Английский стиль. Внешний вид здания в английском стиле создает ощущение надежности и долговечности. В архитектуре сочетаются викторианское, георгианское, тюдоровское направление. Здания в английском стиле чаще всего имеют 2 этажа, небольшие балконы, балюстрады. В отделке преобладает камень и кирпич. Обязательный элемент ансамбля – зеленый открытый газон без ограждения. Пример: родовые поместья в пригородах Лондона.
Русский стиль. Такие дома невозможно спутать ни с одним другим архитектурным направлением. Материал строительства – бревно, натуральное дерево. Фасады украшают оконными ставнями, резным декором. Дома обычно имеют 1–2 этажа, небольшое крыльцо с перилами, балкончики и веранды. В руках мастера усадьба в русском стиле выглядит как боярские хоромы или сказочная избушка. Подобная архитектура используется в основном в частном домостроении.
Хай-тек. Этот современный архитектурный стиль объединяет в себе новейшие достижения в сфере материалов и технологий. В оформлении зданий преобладает стекло, металл. В качестве декора используются деревянные вставки. Никаких завитушек и выступающих элементов – только лаконичность и строгая геометрия. На комплексах в стиле хай-тек часто можно увидеть солнечные батареи, ветрогенераторы. Пример: небоскребы в Москва-Сити, штаб-квартира «Фудзи-ТВ» в Токио.
Скандинавский стиль. Среди множества особенностей нордической архитектуры стоит выделить использование натуральных строительных материалов, большие площади остекления для хорошего естественного освещения, светопрозрачные двери, открытые веранды. Для отделки фасадов используют дерево или штукатурку. Декоративный эффект получают за счет сочетания контрастных тонов, например белых оконных проемов и темной стены либо наоборот. Скандинавский стиль используют преимущественно в частном домостроении.
Фахверк. Дома в этом стиле возводят по каркасной технологии. Стойки, балки и ригели конструкции становятся элементами фасадного декора. Пространство между темными деревянными опорами оштукатуривают светлым раствором или белят. Фасад становится как будто расчерченным темными деревянными полосками. В современной архитектуре стиль фахверк дополняют панорамными окнами. Пример: дома в исторической части города Кведлинбург, Германия.
Модерн. Изысканный, элегантный стиль, возникший на стыке 19-го и 20-го столетий, внес разнообразие в однотипные городские пейзажи мировых мегаполисов. Для архитектуры модерн характерны изогнутые линии, величавые формы, разнообразные варианты декора. Оконные и дверные проемы выполнены округлыми. В отделке фасада часто встречается ручная роспись, плиточная мозаика. Это один из лучших стилей с точки зрения воплощения характера владельца здания. Пример: национальный театр в Хельсинки.
Кантри. Многоликий архитектурный стиль, который вбирает в себя характерные этнические черты конкретной страны. Например, во Франции дома кантри – это небольшие строения из камня, в Канаде – избушки из бревна. Для стиля в целом характерно использование натуральных строительных материалов, которые обычно применяют в сельской местности. Прилегающую территорию украшают фигурками птиц, клумбами и другими элементами природы.
Фьюжен. Этот архитектурный стиль объединяет в себе не сочетаемые на первый взгляд вещи. Например, элементы промышленного дизайна на фасаде могут дополняться декором барокко или готическими башенками. В оформлении используется сложная цветовая гамма и противоречивые геометрические решения. Стиль фьюжен требует от дизайнера большого профессионального мастерства. Пример: институт молекулярных исследований в Мельбурне.
Этно. Архитектурный стиль с ярко выраженным национальным мотивом. В России это русская изба из рубленого бревна с коньком на крыше. В Японии дом в стиле этно имеет характерную изогнутую крышу. Архитектурные решения часто дополняют изразцами, или африканскими орнаментами, или персидскими мотивами и т. д. Сколько культур существует на планете, столько вариаций и имеет стиль этно. Пример: культурный центр индейцев в Канаде.
Существует множество видов архитектурных стилей. Каждый из них имеет свои особенности. При выборе учитывайте собственный вкус и личные представления об эстетике зданий, чтобы внешний вид дома вызывал у вас только положительные эмоции.
Архитектурные стили
Узнайте больше об архитектурных стилях в нашей статье.
Нарышкинское или московское барокко
- Церковь Николы в Хамовниках
Время сильно изменило Хамовную слободу, но внешний вид этой церкви остается первозданным уже на протяжении нескольких веков. Главная особенность постройки – многочисленные изразцы на фасадах, которые придают церкви удивительный облик.
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Является одним из первых представителей московского барокко, о существовании которого узнал мир. Возведение церкви началось в начале 1690-х, а в 1694 году ее уже освятили. На строительство щедро жертвовала сама Н. Нарышкина, жена царя Алексея Михайловича. А Петр I, их сын, отдал 400 золотых червонцев из казны на благоукрашение церкви.
- Церковь Знамения на Шереметевом дворе
Одна из первых церквей нарышкинского барокко. В XVI веке здесь был опричный двор Ивана Грозного, затем у участка неоднократно менялись владельцы. В 1671 году он достался тестю царя Алексея Михайловича – Кириллу Полуэктовичу Нарышкину. При его сыне в 1691 году была возведена существующая церковь.
- Высоко-Петровский монастырь
Его история началась еще в 1325 году, когда митрополит Пётр перенёс свою кафедру из Владимира в Москву. Облик монастыря сформировался в 1680-1690-е годы, когда основными жертвователями были Нарышкины. В архитектурном ансамбле нашло воплощение нарышкинское барокко, особенно это заметно на примере главной церкви монастыря – собора святителя Петра, митрополита Московского.
Ар-деко
- Библиотека им. Ленина
Недалеко от Кремля расположился один из первых образцов советского ар-деко. У здания очень примечательный фасад – на нем размещены изображения великих умов: Архимеда, Галилея, Ньютона, Ломоносова, Пушкина.
Возведение комплекса началось в 1929 году и завершилось только в середине 1950-х.
- Здание Наркомата обороны
Один из шедевров московского ар-деко, построенный по проекту архитектора Л. Руднева в 1934-1938 годах. Стена здания оформлена рельефными изображениями танков и пятиконечной звезды. Звездами украшена и башня, декор которой дополняют серп и молот. Сейчас это здание принадлежит Генштабу Вооруженных Сил РФ.
- Дом академиков
Гигантский трехгранник с размеренным чередованием балконов и лоджий на главном фасаде начали строить в 1937 году – автором проекта выступил архитектор Щусев. Дом предназначался для Академии наук СССР: в разное время здесь жили такие выдающиеся ученые, как Обручев, Капица, Введенский.
- Военная академия им. М. В. Фрунзе
Здание, которое занимает целый квартал, построено по проекту Л. Руднева. Квадратные окна, расположенные по всему периметру, усиливают строгость монументального сооружения. За аудиторным корпусом академии задумывался зрительный зал, но в итоге вместо него было построено общежитие подковообразной формы.
Модерн
- Конторский дом Сытина
Когда-то здесь был скромный особняк, построенный в 1802 году. Но спустя практически 100 лет, в 1905-1906 годах, архитектор А. Эрихсон подарил зданию новый облик. Изогнутые линии фасада, разные формы балконов, затейливый рисунок окон – это лишь немногие особенности архитектуры, которые превратили ампирный особняк в образец модерна.
- Особняк Миндовского
Еще одна удивительная работа Л. Кекушева, созданная в 1903-1904 годах. Здание выполнено в лучших традициях модерна: объемная композиция, необычные окна, изящный декор, витражи и въездные ворота, решетка которых складывается в узор крыльев бабочки. Удивительно, что своего владельца дом ждал почти 5 лет!
- Особняк Рябушинского
Это здание было построено в 1900-1903 годах по заказу банкира Рябушинского. Массивный дом выдержан в тематике водной стихии. В качестве декора выступают изображения жителей подводного мира, мозаика пола напоминает водную зыбь, а самый яркий акцент – лестница-волна.
- Доходный дом Исакова
История одного из классических образцов модерна началась в 1906 году. Асимметричное здание, фасадная часть которого состоит из 5 этажей, а задняя – из 6, построено по проекту Л. Кекушева. Декор фасада представлен уникальными рисунками на каждом оконном переплете, ажурными балконными решетками и лепной сеткой верхнего этажа с круглым слуховым окном в центре.
Деконструктивизм
- Башня Эволюция
Обладает удивительной формой, напоминающей молекулу ДНК. Здание поворачивается вокруг своей оси более, чем на 150 градусов. Видимо, создатели решили нарушить не только каноны архитектуры, но и законы физики.
- Башня Меркурий
Выделяется на фоне других небоскребов благодаря медно-золотистому цвету. В настоящее произведение деконструктивизма ее превращают динамичные наклонные линии и ассиметричный ступенчатый силуэт.
- Башня Федерация
Представляет собой два разновысотных небоскреба, возведенных на едином стилобате. Конструкция осложнена формой сооружений – они выполнены в виде трехгранных призм, которые изображают паруса.
- Комплекс Город столиц
Поражает воображение зеркальными блоками, смещенными относительно друг друга. Башни напоминают пирамиды из кубиков. Кажется, одно неловкое движение – и все разрушится. Но, естественно, это лишь иллюзия.
Четких правил у деконструктивизма нет. Главное — это побудить зрителя посмотреть на мир с нового ракурса.
Сталинский ампир
Сталинский ампир – отражение советской идеологии в архитектуре, ярко проявившее себя в 1940-1950-х годах. Направление сочетает в себе черты барокко, позднего классицизма, постконструктивизма, неоготики. Величественные здания символизировали индустриальный прорыв и начало нового времени.
⠀
Рассказываем о самых ярких сооружениях сталинского ампира, которые превратили Москву в образец передового советского города.
⠀
Здание МИДа
Яркое воплощение сталинского ампира — московские высотки, строившиеся в 1947-1955 годах. Они символизировали нерушимость и мощь советского государства, что было особенно актуально после войны.
Самая первая высотка – здание МИДа. Изначально на постройке не было шпиля, что не понравилось Сталину. Особенности здания позволяли установить только облегченный вариант, но он не выдерживал веса звезды. Именно поэтому здание МИДа – единственная сталинская высотка, которая не увенчана пятиконечной звездой.
Здание мэрии Москвы
Постройка появилась еще в 1782 году. До Октябрьской революции это была резиденция генерал-губернатора, а затем место занял Моссовет.
Из-за расширения Тверской улицы в 1937 году здание оказалось на проезжей части. В итоге 20 тысяч тонн передвинули на 13,65 метров за 41 минуту. Это стало мировым рекордом по скорости перемещения здания!
В 1945 году с домом Моссовета соседствовали более высокие постройки. Чтобы сохранить величие здания, по проекту Дмитрия Чечулина ему добавили два этажа, а оранжевые стены заменили темно-красными.
136 гектаров, 52 уникальных павильона – настоящий выставочный город!
В 1939 году обыкновенный пустырь превратился в символ величия государства и социалистического строя благодаря первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
Павильоны для каждой советской республики и крупной отрасли народного хозяйства, скульптурное оформление, фронтоны, мозаики – все в лучших традициях сталинского ампира.
Конструктивизм
- Здание газеты «Известия»
Примечательно, что изначально постройка должна была иметь 12 этажей для максимальной вместимости всех сотрудников газеты «Известия». Планы пришлось изменить, когда появился закон о запрете сооружений выше 7 этажей в пределах Садового кольца.
Отличительной чертой фасада являются асимметрично расположенные балконы и квадратные часы на торце здания, а также надпись палочным шрифтом (без овалов и дуг) «Известия ЦИК СССР и ВЦИК».
- Дом на набережной
Комплекс на 505 квартир закончили строить в 1931 году. Изначально он являлся сооружением, куда постепенно заселяли госслужащих.
С 1933 здесь стали проходить массовые аресты жильцов и каждую ночь во двор приезжали сотрудники НКВД.
Говорят, что для слежки за жильцами, они использовали целый “исчезнувший” подъезд — вход под номером 11, от которого сохранилась только безымянная дверь. Но есть и другая версия: для увеличения количества квартир пришлось разделить площади 11 подъезда между 10 и 12.
- Дом культуры им. Русакова
Первое в мире сооружение c балконами амфитеатра, размещенными снаружи в выступах на фасаде. Дом культуры построен в 1929 году для работников Союза коммунальников по проекту архитектора Константина Мельникова. Основное предназанчение здания — массовые культурные мероприятия: при необходимости балконы отделялись от основного зала ширмами и формировали новые аудитории.
Архитектурные стили: разбираем шутя
Барокко, классицизм, минимализм — звучит красиво, но что это, не всем понятно. Поэтому мы составили краткую памятку по архитектурным стилям, которая поможет разобраться чем отличается « коко » от « изма » .
P.S. Архитекторы, искусствоведы и люди с тонкой душевной организацией, не относитесь строго к нашим творческим изысканиям.
Готика
« Рвущийся к небу »
Холодок по коже, мистика вокруг, везде изображены мучения — признаки того, что вы стоите рядом с готическим зданием. Предугадывая вопрос — нет, молодёжная субкультура готов не имеет отношения к одноимённой архитектуре. Изначально готами были средневековые варвары, нападавшие на чужие земли.Термин появился в XVI веке, чтобы отделить искусство ренессанса от немодного средневекового. А поскольку в эпоху Возрождения готический стиль считали примитивным и « варварским » , он и получил такое название.
Характерные черты:
1. Масштабы
Если долго смотреть на готический собор снизу вверх, можно потерять ощущение реальности и чувствительность шеи. Здания очень высоки и буквально устремлены к небу. Величина собора, несоизмеримая с размерами человека, оказывала сильное влияние на верующего. Через такое величие воспевали Высшие силы.
2. Детали
Готические здания имеют заострённую форму. Кажется, если дотронуться, то можно уколоться. И детали не исключение. Двери высокие, кованые, с вытянутой, заострённой формой и обязательно украшены скульптурой. Окна удлинённые стрельчатые,с массивной рамой и витражными узорами.
3. Портал
Чтобы ещё с порога вы подумали: « Пресвятые угодники, вот это величие! » , средневековые архитекторы придумали портал. Он представляет собой вход в здание, который постепенно разрастается и увеличивается вокруг центральной двери. Эффект от величия усиливался в разы, если рядом с порталом стояла пара горгулий.
4. Сюжет
Главным в готике был религиозный сюжет: изображение сцен из жизни святых, темы мученичества, человеческих страданий и жертвенности. Любили также фольклорные темы вперемешку с фантастикой. Цель — создать ореол загадочности и мистики, далёкий от мирской жизни.
5. Декор
Храмы украшались рельефами, статуями святых и фантастических животных, растительным орнаментом. Особенно любили припугнуть прихожан скульптурами горгулий.
Средневековые зодчие воспевали яркие цвета: желтый, красный, синий. Они использовали их в витражах. Витражи тоже были усилителем религиозных чувств. На них были изображены святые, и, когда дневной свет проникал сквозь витражные окна, прихожанин чувствовал божественное присутствие. Хитрый же народ, эти средневековые зодчие!
Барокко
«Лучше ПЕРЕ, чем НЕДО»
В XVII веке знать заскучала от мрачности и безжизненности готики и захотела чего-нибудь «эдакого». Аристократы обратились к искусству. Архитектура, скульптура, живопись, нескончаемая человеческая фантазия — все шло в ход, дабы показать иллюзию могущества и богатства. Так и появился барокко. Распознать его нетрудно: если под лепниной, росписью, скульптурами, завитками и узорами не видно стен здания — это оно.
Характерные черты:
1. Театральность
В XVII веке между светским обществом и церковью было #всесложно, поэтому скульптуры, орнаменты и рисунки передают эмоциональное напряжение. Чем драматичнее, тем лучше. Теперь понятно, что лица атлантов несчастные не из-за тяжести бетонного бремени, а из-за сложного устройства мира. Вот так.
2. Сложный сюжет
Рассматривать здания в стиле барокко — как читать книгу: вникаешь в сюжет от начала и до конца. А если не понял, в чем суть, значит архитектор постарался на славу, перед вами произведение искусства.
Например, как в стиле барокко отдать дань римским легионерам, искавшим источник живительной влаги? Изобразить бога Нептуна в раковине-колеснице, указывающего свою власть над морской стихией. Коней и тритонов, символизирующих два состояния моря: спокойное и штормовое. Соорудить символы процветания Рима — богинь здоровья и изобилия. На возвышении поставить четыре колонны — четыре времени года. Вот такой «незамысловатый» сюжет у римского фонтана Треви.
3. Дорогие материалы
Вы не найдёте здание в стиле барокко, украшенное пластиком или гипсокартоном. Но если найдёте, напишите нам, это будет любопытно. Барокко любит дорогие материалы: мрамор, гранит, драгоценные камни, бронзу, хрусталь, и много, ОЧЕНЬ МНОГО золота.
4. «Чересчурность»
Скромность барокко не товарищ. Излишество, гротеск, масштабность – лучшие друзья. Завитки, складки, колонны, скульптуры, маски, башни, многосюжетность — всё должно быть задействовано и желательно в одном ансамбле.
Классицизм
«Дань традиции»
Просто, чётко и по делу — это классицизм. Если для архитекторов барокко на первом месте была их фантазия, то для классицистов – симметрия и пропорция. В конце XVII века архитекторы поняли — раньше было лучше. Зачем что-то изобретать, если в античные времена всё уже было придумано? Поразмыслили и решили, что архитектурные каноны Древней Греции и Рима идеальны — надо брать. Так античные принципы строительства проникли в классицизм.
Характерные черты:
1. Симметрия
Постройки классицизма симметричны относительно центра и внутри отдельно взятого фрагмента. Хоть с линейкой ходи проверяй – не найдешь изъяна в пропорциях.
2. Античные колонны
Древнегреческие колонны (или по-умному «ордер») — отличительный признак классицизма. Они придают зданию величие, статусность и античный шарм. Увидели идеальной формы здание с колоннами — можете смело утверждать, что это классицизм.
3. Правило золотого сечения
Соотношение колонн, высоты, ширины, расстояния между столбами получается идеальным благодаря математическим формулам. Этим правилом пользовались в Древней Греции.
4. Простота и спокойные тона
Сдержанность, строгость декора, минимум «украшательства». Ну, если захотелось добавить что-нибудь эдакое, в помощь греческие статуи, античный орнамент. Декоративные элементы выполняли в белом цвете. Отделку всего здания — в пастельных тонах.Чтобы ничего не отвлекало от идеальной планировки.
Модерн
«Не как все»
«К черту симметрию, даешь криволинейные и растекающиеся формы» — провозгласили модернисты в конце XIX века. Результатом таких страшных слов, как «промышленная революция» и «индустриализация» стали новые материалы: стекло, сталь, железобетон. Архитекторы использовали их при строительстве, придавая самые разные формы. Исторические каноны, вековые принципы строительства, логическая ясность — нет. Природные мотивы, растительная асимметрия, свобода очертаний и форм — да.
Характерные черты:
1. Изнутри наружу
Часто модернисты проектировали здания «шиворот-навыворот»: сначала планировалось внутреннее помещение, потом формировался внешний вид. Так здание получалось асимметричным, с необычными формами. Иногда, чтобы получился шедевр, стоит попробовать сделать все наоборот, не как все. Кстати, при`м полезен не только в архитектуре, но и в жизни.
2. Отказ от прямых углов и контуров
Вдохновляясь естественностью природы, ее разнообразием, архитекторы проектировали здания с растекающимися, аморфными и неопределенными формами. Силуэты лилий, орхидей, ирисов, водорослей, морских волн используют в росписи, мозаичных панно, на фасадах, балконных решётках.
3. Новые материалы
Когда есть не только новые идеи, но и материалы, чтобы их воплощать — это вдвойне прекрасно. Появились пластичная сталь, бетон, стекло.
4. Частность
Любое проявление свободы для государственных построек — беда, поэтому модерновые здания в основном частные. Фантазия архитектора в этом случае не была ограничена деньгами и жёсткими правилами. Городские особняки, магазины, многоквартирные дома, банки, биржи создавались свободно, на основе пожеланий заказчика.
Ар деко
«Здесь и сейчас»
Вы помните атмосферу фильма «Великий Гэтсби»? Броский, роскошный, яркий, стильный, шумный, кричащий… Перенесите эти ощущения на стиль ар деко и вы поймете, о чём дальше пойдет речь. Ар деко бросал вызов лишениям Первой мировой. Он был роскошен и необычен и давал возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Особенно он процветал в США и в Париже, был любим богатой публикой.
Характерные черты:
1. Дорогие материалы
Для строительства используют мрамор, бронзу, алюминий, полудрагоценные камни, сталь, латунь, натуральное дерево. Жизнь и так слишком мрачна, поэтому вокруг всё должно сиять: ар деко обожал зеркальные поверхности и полированный металл.
2. Разнообразные формы
Для ар деко характерны гранёные, кристаллические формы, геометрические объемы. Архитекторы питали любовь к многогранникам и ступенчатым решениям. Их вдохновлял технический прогресс — теперь можно было строить высоченные здания, создавать скоростные автомобили, самолеты, пароходы. В общем, представьте себе бриллиант, у которого множество граней, своя геометрия, вертикали и горизонтали — примерно такой же принцип конструкций в ар деко.
3. Свои мотивы
Стиль соединял всё, что нравилось его авторам: восточную экзотику, исторические темы, новую технику, современное искусство, кубизм. Здания украшались фигурками животных, растительными узорами.
4. Дорогие цвета
Будем кратки: чёрный, золото, бирюза, серебро.
Минимализм
«Меньше — значит больше»
В послевоенное время пришло понимание, что богатство в простых вещах, формах, уюте и функциональности. В минимализме. Этот стиль следует принципу «в любой непонятной ситуации убирай всё лишнее». Поэтому украшения или элементы здания, не несущие никакой функциональной пользы — долой! Вот такой «стерильный» концепт.
Характерные черты:
1. Простые геометричные формы
Минималистичные постройки называют «коробками»: прямоугольная или квадратная форма, горизонтальная крыша, прямые линии, один этаж. Чтобы ничто не отвлекало глаз от изящной простоты.
2. Материалы
Поскольку декоративных элементов ноль, а чем-то надо брать, в минимализме используются только натуральные и качественные материалы. Камень, дерево, стекло, хромированная сталь применяются в строительстве и внутренней отделке.
3. Свет. много света
Натуральность во всем, помним? Именно естественное освещение должно наполнять помещение. Отсюда окна, занимающие всю стену и плоские крыши со стеклянными фрагментами. Цветовая гамма, свойственная натуральным материалам: белый, бежевый, коричневый, серый.
Хай-тек
«В ногу со временем»
Компьютеризация, информатизация, модернизация и разные полезные “ации» повлияли и на архитектуру. Хай-тек мыслит глобально: об энергии и ресурсах, экологической ситуации, о функциональности. Это своего рода площадка для внедрения в строительство новаторских решений. Ну не зря же ученые стараются.
Характерные черты:
(Поскольку хай-тек конкретный, чёткий и деловитый, мы будем брать с него пример)
использование высоких технологий, научных открытий при строительстве и проектировании зданий и сооружений
ничего лишнего — только удобство и комфорт
минимум декоративных элементов
использование стекла, металла, пластика, бетона, применение искусственных покрытий и зеркальных поверхностей
простые формы и прямые линии
лифты, лестницы, трубы, системы вентиляции больше не прячут
Ну что, готовы проверить, какой архитектурный стиль вам ближе? Тогда пройдите наш тест:
О чем вы думаете, когда смотрите на пятиэтажную хрущевку?
а) было бы неплохо, если бы балконы держали атланты, а на крыше стояли греческие богини, указывающие странникам путь
б) я бы снес 4 этажа, один смотрится гармоничнее и проще
в) что-то в ней не так… асимметричная, что ли, точно не по правилам золотого сечения строили
г) хммм, у подъезда неплохо бы поставить гаргулью
д) там даже лифта нет, а на дворе 21 век!
Из каких материалов вы бы построили свой дом?
а) весь дом будет из каррарского мрамора, с добавлением позолоты
б) только из натуральных
в) материалы не важны, главное — симметрия и простота
г) пойдем в горы, насобираем камней и построим высоченный дом — эх заживем!
д) из стекла, с добавлением металла, пластика и бетона
Что главное в вашем доме?
а) украшения! И как минимум один атлант!
б) простота и функциональность
в) идеальные пропорции во всем
г) чтобы была загадка
д) высокие технологии
Какие декоративные элементы вы бы использовали при строительстве?
а) немного завитков, немного лепнины, чуть-чуть башенок, и пару скульптур
б) никаких!
в) ну конечно, античные орнаменты
д) никаких, а технические элементы добавил бы
Больше ответов «а»? Пышный барокко для вас.
Преобладают ответы «б»? Кажется, вы поклонник минимализма.
«В»? Вы склонны к классицизму.
Много ответов «г»? Скорее всего, вы поклонник готической архитектуры.
Большинство ответов «д»? Думаем, вы неравнодушны к хай-теку.
Архитектурные стили для художников. От Древней Греции до барокко
Художники обращаются к архитектуре, когда им нужно нарисовать локацию в историческом сеттинге — или создать новый стиль на базе уже существующего. Рассказываем, какие есть архитектурные стили и на что стоит обратить внимание.
Рисуя, например, дом, важно понимать, как он устроен: как и на что кладут черепицу, зачем крыше подпорки и почему они именно такие, какие элементы можно упростить или вообще убрать, а какие нужно обязательно сохранить. Все это особенно важно изучать, если вам нужно показать строение, относящееся к определенному архитектурному стилю. Не знаете, с чего стартовать? Могу посоветовать книгу Кэрол Крейго «Как читать архитектуру» и много, много практики.
Хотите хотя бы примерно понять, на что обращать внимание при изучении архитектуры? Об этом ниже.
Древнегреческую архитектуру принято брать за точку отсчета в исследовании истории западной архитектуры. Классические формы до сих пор используются во всех видах искусства, и знакомы, пожалуй, каждому творцу.
С греческой архитектурой связано, в первую очередь, изобретение стоечно-балочной строительной системы, и, как следствие, возникновение системы ордеров. Древние греки являются изобретателями трех классических типов архитектурного ордера, каждый из которых они наделили своими особенностями. Так, в дорическом ордере они видели образ и пропорции крепкого мужского тела, в ионическом — утонченную фигуру женщины, а колонна коринфского ордера подражала девичьей стройности.
Еще одной особенностью греческой архитектуры является устройство портиков – открытых выступающих галерей с колоннадами, увенчанных треугольными фронтонами. Здания часто украшались рельефами на мифологическую тематику.
Древнеримская инженерная мысль позволила зодчим возводить более функциональные и сложные в архитектурном отношении здания. Классические формы продолжают находить свое применение в постройках, вместе с тем развиваются практические возможности арок, купольные системы, расширяется использование декоративных элементов. Для Древнеримской архитектуры характерна торжественность.
Процветал в Европе в X-XII вв. – во времена христианских войн и междоусобиц. Синоним этого стиля – «суровость». Внешний облик здания должен был внушать трепет христианам, а врагов веры убеждать в неприступности постройки. Типичными зданиями этого стиля являются монастырские комплексы, храмы-крепости, замки. Мощные крепостные стены, узкие окна–бойницы, углубленные порталы демонстрировали прочность и основательность здания. Еще одна отличительная черта этого стиля – наличие главной башни – донжона, вокруг которой располагались остальные постройки.
А это интерьер в романском стиле.
«Стремление к небу» — основная идея этого стиля. И, действительно, глядя на готические соборы, можно подумать, что они подпирают небеса. Для средневековой Европы религия — главенствующий социальный институт, этому подчиняется и архитектура того времени, что находит отражение в готическом стиле. Уходящие ввысь величественные храмы, монастыри, церкви, все это — выражение трепета перед господом.
Изобретение стрельчатых арок позволило воплощать смелые инженерные идеи зодчих того времени. Благодаря своим конструктивным особенностям стрельчатые арки позволяли строить более высокие своды на прямоугольной основе, сохраняя при этом принципы пропорциональности.
Масса здания значительно возрастала, и для устойчивости постройки стали использовать контрфорсы и аркбутаны. Они перераспределяли нагрузку, и здание становилось более устойчивым.
Контрфорсы применялись еще со времен романского стиля, но в период готики они стали необходимостью из-за возросшей высоты стен при относительно низкой их несущей способности.
Отличительными чертами готики также являются веерные своды и ажурные заполнения оконных проемов, в частности, «розы» – круглые окна, оформленные в виде звезд или распустившихся цветков.
Этот архитектурный стиль связан с переходом от Средневековья к Новому времени. В связи со сменой общественных настроений и возрождением интереса к античной культуре в моду входят переосмысленные греческие и римские формы. В архитектуре это нашло воплощение в классических греко-римских храмах-базиликах и палаццо – городских дворцах-особняках.
Типичными для этого стиля являются симметрия, ясность формы и логика пропорций. Архитекторы обращаются к орнаментальности и ордерной системе древних времен. В зданиях устраиваются арки, колоннады античных форм. Арки часто венчаются треугольными фронтонами. По горизонтали здание делится карнизами и тягами в несколько уровней, по вертикали – колоннами и пилястрами.
Архитектурные стили: разбираем шутя
Барокко, классицизм, минимализм — звучит красиво, но что это, не всем понятно. Поэтому мы составили краткую памятку по архитектурным стилям, которая поможет разобраться чем отличается « коко » от « изма » .
P.S. Архитекторы, искусствоведы и люди с тонкой душевной организацией, не относитесь строго к нашим творческим изысканиям.
Готика
« Рвущийся к небу »
Холодок по коже, мистика вокруг, везде изображены мучения — признаки того, что вы стоите рядом с готическим зданием. Предугадывая вопрос — нет, молодёжная субкультура готов не имеет отношения к одноимённой архитектуре. Изначально готами были средневековые варвары, нападавшие на чужие земли.Термин появился в XVI веке, чтобы отделить искусство ренессанса от немодного средневекового. А поскольку в эпоху Возрождения готический стиль считали примитивным и « варварским » , он и получил такое название.
Характерные черты:
1. Масштабы
Если долго смотреть на готический собор снизу вверх, можно потерять ощущение реальности и чувствительность шеи. Здания очень высоки и буквально устремлены к небу. Величина собора, несоизмеримая с размерами человека, оказывала сильное влияние на верующего. Через такое величие воспевали Высшие силы.
2. Детали
Готические здания имеют заострённую форму. Кажется, если дотронуться, то можно уколоться. И детали не исключение. Двери высокие, кованые, с вытянутой, заострённой формой и обязательно украшены скульптурой. Окна удлинённые стрельчатые,с массивной рамой и витражными узорами.
3. Портал
Чтобы ещё с порога вы подумали: « Пресвятые угодники, вот это величие! » , средневековые архитекторы придумали портал. Он представляет собой вход в здание, который постепенно разрастается и увеличивается вокруг центральной двери. Эффект от величия усиливался в разы, если рядом с порталом стояла пара горгулий.
4. Сюжет
Главным в готике был религиозный сюжет: изображение сцен из жизни святых, темы мученичества, человеческих страданий и жертвенности. Любили также фольклорные темы вперемешку с фантастикой. Цель — создать ореол загадочности и мистики, далёкий от мирской жизни.
5. Декор
Храмы украшались рельефами, статуями святых и фантастических животных, растительным орнаментом. Особенно любили припугнуть прихожан скульптурами горгулий.
Средневековые зодчие воспевали яркие цвета: желтый, красный, синий. Они использовали их в витражах. Витражи тоже были усилителем религиозных чувств. На них были изображены святые, и, когда дневной свет проникал сквозь витражные окна, прихожанин чувствовал божественное присутствие. Хитрый же народ, эти средневековые зодчие!
Барокко
«Лучше ПЕРЕ, чем НЕДО»
В XVII веке знать заскучала от мрачности и безжизненности готики и захотела чего-нибудь «эдакого». Аристократы обратились к искусству. Архитектура, скульптура, живопись, нескончаемая человеческая фантазия — все шло в ход, дабы показать иллюзию могущества и богатства. Так и появился барокко. Распознать его нетрудно: если под лепниной, росписью, скульптурами, завитками и узорами не видно стен здания — это оно.
Характерные черты:
1. Театральность
В XVII веке между светским обществом и церковью было #всесложно, поэтому скульптуры, орнаменты и рисунки передают эмоциональное напряжение. Чем драматичнее, тем лучше. Теперь понятно, что лица атлантов несчастные не из-за тяжести бетонного бремени, а из-за сложного устройства мира. Вот так.
2. Сложный сюжет
Рассматривать здания в стиле барокко — как читать книгу: вникаешь в сюжет от начала и до конца. А если не понял, в чем суть, значит архитектор постарался на славу, перед вами произведение искусства.
Например, как в стиле барокко отдать дань римским легионерам, искавшим источник живительной влаги? Изобразить бога Нептуна в раковине-колеснице, указывающего свою власть над морской стихией. Коней и тритонов, символизирующих два состояния моря: спокойное и штормовое. Соорудить символы процветания Рима — богинь здоровья и изобилия. На возвышении поставить четыре колонны — четыре времени года. Вот такой «незамысловатый» сюжет у римского фонтана Треви.
3. Дорогие материалы
Вы не найдёте здание в стиле барокко, украшенное пластиком или гипсокартоном. Но если найдёте, напишите нам, это будет любопытно. Барокко любит дорогие материалы: мрамор, гранит, драгоценные камни, бронзу, хрусталь, и много, ОЧЕНЬ МНОГО золота.
4. «Чересчурность»
Скромность барокко не товарищ. Излишество, гротеск, масштабность – лучшие друзья. Завитки, складки, колонны, скульптуры, маски, башни, многосюжетность — всё должно быть задействовано и желательно в одном ансамбле.
Классицизм
«Дань традиции»
Просто, чётко и по делу — это классицизм. Если для архитекторов барокко на первом месте была их фантазия, то для классицистов – симметрия и пропорция. В конце XVII века архитекторы поняли — раньше было лучше. Зачем что-то изобретать, если в античные времена всё уже было придумано? Поразмыслили и решили, что архитектурные каноны Древней Греции и Рима идеальны — надо брать. Так античные принципы строительства проникли в классицизм.
Характерные черты:
1. Симметрия
Постройки классицизма симметричны относительно центра и внутри отдельно взятого фрагмента. Хоть с линейкой ходи проверяй – не найдешь изъяна в пропорциях.
2. Античные колонны
Древнегреческие колонны (или по-умному «ордер») — отличительный признак классицизма. Они придают зданию величие, статусность и античный шарм. Увидели идеальной формы здание с колоннами — можете смело утверждать, что это классицизм.
3. Правило золотого сечения
Соотношение колонн, высоты, ширины, расстояния между столбами получается идеальным благодаря математическим формулам. Этим правилом пользовались в Древней Греции.
4. Простота и спокойные тона
Сдержанность, строгость декора, минимум «украшательства». Ну, если захотелось добавить что-нибудь эдакое, в помощь греческие статуи, античный орнамент. Декоративные элементы выполняли в белом цвете. Отделку всего здания — в пастельных тонах.Чтобы ничего не отвлекало от идеальной планировки.
Модерн
«Не как все»
«К черту симметрию, даешь криволинейные и растекающиеся формы» — провозгласили модернисты в конце XIX века. Результатом таких страшных слов, как «промышленная революция» и «индустриализация» стали новые материалы: стекло, сталь, железобетон. Архитекторы использовали их при строительстве, придавая самые разные формы. Исторические каноны, вековые принципы строительства, логическая ясность — нет. Природные мотивы, растительная асимметрия, свобода очертаний и форм — да.
Характерные черты:
1. Изнутри наружу
Часто модернисты проектировали здания «шиворот-навыворот»: сначала планировалось внутреннее помещение, потом формировался внешний вид. Так здание получалось асимметричным, с необычными формами. Иногда, чтобы получился шедевр, стоит попробовать сделать все наоборот, не как все. Кстати, при`м полезен не только в архитектуре, но и в жизни.
2. Отказ от прямых углов и контуров
Вдохновляясь естественностью природы, ее разнообразием, архитекторы проектировали здания с растекающимися, аморфными и неопределенными формами. Силуэты лилий, орхидей, ирисов, водорослей, морских волн используют в росписи, мозаичных панно, на фасадах, балконных решётках.
3. Новые материалы
Когда есть не только новые идеи, но и материалы, чтобы их воплощать — это вдвойне прекрасно. Появились пластичная сталь, бетон, стекло.
4. Частность
Любое проявление свободы для государственных построек — беда, поэтому модерновые здания в основном частные. Фантазия архитектора в этом случае не была ограничена деньгами и жёсткими правилами. Городские особняки, магазины, многоквартирные дома, банки, биржи создавались свободно, на основе пожеланий заказчика.
Ар деко
«Здесь и сейчас»
Вы помните атмосферу фильма «Великий Гэтсби»? Броский, роскошный, яркий, стильный, шумный, кричащий… Перенесите эти ощущения на стиль ар деко и вы поймете, о чём дальше пойдет речь. Ар деко бросал вызов лишениям Первой мировой. Он был роскошен и необычен и давал возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Особенно он процветал в США и в Париже, был любим богатой публикой.
Характерные черты:
1. Дорогие материалы
Для строительства используют мрамор, бронзу, алюминий, полудрагоценные камни, сталь, латунь, натуральное дерево. Жизнь и так слишком мрачна, поэтому вокруг всё должно сиять: ар деко обожал зеркальные поверхности и полированный металл.
2. Разнообразные формы
Для ар деко характерны гранёные, кристаллические формы, геометрические объемы. Архитекторы питали любовь к многогранникам и ступенчатым решениям. Их вдохновлял технический прогресс — теперь можно было строить высоченные здания, создавать скоростные автомобили, самолеты, пароходы. В общем, представьте себе бриллиант, у которого множество граней, своя геометрия, вертикали и горизонтали — примерно такой же принцип конструкций в ар деко.
3. Свои мотивы
Стиль соединял всё, что нравилось его авторам: восточную экзотику, исторические темы, новую технику, современное искусство, кубизм. Здания украшались фигурками животных, растительными узорами.
4. Дорогие цвета
Будем кратки: чёрный, золото, бирюза, серебро.
Минимализм
«Меньше — значит больше»
В послевоенное время пришло понимание, что богатство в простых вещах, формах, уюте и функциональности. В минимализме. Этот стиль следует принципу «в любой непонятной ситуации убирай всё лишнее». Поэтому украшения или элементы здания, не несущие никакой функциональной пользы — долой! Вот такой «стерильный» концепт.
Характерные черты:
1. Простые геометричные формы
Минималистичные постройки называют «коробками»: прямоугольная или квадратная форма, горизонтальная крыша, прямые линии, один этаж. Чтобы ничто не отвлекало глаз от изящной простоты.
2. Материалы
Поскольку декоративных элементов ноль, а чем-то надо брать, в минимализме используются только натуральные и качественные материалы. Камень, дерево, стекло, хромированная сталь применяются в строительстве и внутренней отделке.
3. Свет. много света
Натуральность во всем, помним? Именно естественное освещение должно наполнять помещение. Отсюда окна, занимающие всю стену и плоские крыши со стеклянными фрагментами. Цветовая гамма, свойственная натуральным материалам: белый, бежевый, коричневый, серый.
Хай-тек
«В ногу со временем»
Компьютеризация, информатизация, модернизация и разные полезные “ации» повлияли и на архитектуру. Хай-тек мыслит глобально: об энергии и ресурсах, экологической ситуации, о функциональности. Это своего рода площадка для внедрения в строительство новаторских решений. Ну не зря же ученые стараются.
Характерные черты:
(Поскольку хай-тек конкретный, чёткий и деловитый, мы будем брать с него пример)
использование высоких технологий, научных открытий при строительстве и проектировании зданий и сооружений
ничего лишнего — только удобство и комфорт
минимум декоративных элементов
использование стекла, металла, пластика, бетона, применение искусственных покрытий и зеркальных поверхностей
простые формы и прямые линии
лифты, лестницы, трубы, системы вентиляции больше не прячут
Ну что, готовы проверить, какой архитектурный стиль вам ближе? Тогда пройдите наш тест:
О чем вы думаете, когда смотрите на пятиэтажную хрущевку?
а) было бы неплохо, если бы балконы держали атланты, а на крыше стояли греческие богини, указывающие странникам путь
б) я бы снес 4 этажа, один смотрится гармоничнее и проще
в) что-то в ней не так… асимметричная, что ли, точно не по правилам золотого сечения строили
г) хммм, у подъезда неплохо бы поставить гаргулью
д) там даже лифта нет, а на дворе 21 век!
Из каких материалов вы бы построили свой дом?
а) весь дом будет из каррарского мрамора, с добавлением позолоты
б) только из натуральных
в) материалы не важны, главное — симметрия и простота
г) пойдем в горы, насобираем камней и построим высоченный дом — эх заживем!
д) из стекла, с добавлением металла, пластика и бетона
Что главное в вашем доме?
а) украшения! И как минимум один атлант!
б) простота и функциональность
в) идеальные пропорции во всем
г) чтобы была загадка
д) высокие технологии
Какие декоративные элементы вы бы использовали при строительстве?
а) немного завитков, немного лепнины, чуть-чуть башенок, и пару скульптур
б) никаких!
в) ну конечно, античные орнаменты
д) никаких, а технические элементы добавил бы
Больше ответов «а»? Пышный барокко для вас.
Преобладают ответы «б»? Кажется, вы поклонник минимализма.
«В»? Вы склонны к классицизму.
Много ответов «г»? Скорее всего, вы поклонник готической архитектуры.
Большинство ответов «д»? Думаем, вы неравнодушны к хай-теку.