Газовый холодильник своими руками: принцип работы холодильника на пропане + пример сборки самоделки
Достаточно длительная история развития холодильной техники отмечена появлением различных видов бытовых холодильников. Среди существующих конструкций можно найти бытовой абсорбционный аппарат – газовый холодильник.
Модели холодильников на газу делают как стационарными, так и мобильными. Их относительно простая конструкция не исключает возможности создать устройство своими руками. Чтобы сделать газовый холодильник, необходимо изучить его устройство и принцип работы, согласны?
В статье подробно описана конструкция пропанового агрегата и технический цикл охлаждения, а также приведены пошаговые инструкции по сборке и переделке разных модификаций холодильников на газу.
Устройство пропанового холодильника
Абсорбционный принцип работы – основа холодильной техники, которая могла бы работать на пропане.
Рассматривая газовый холодильник и принцип его работы, следует подчеркнуть: в абсорбционном холодильнике пропану отводится скромная функция газа-подогревателя. Главными же компонентами процесса абсорбции в конструкциях бытовых холодильников являются обычно аммиак и вода.
Аммиак выступает в качестве хладагента, а вода исполняет роль вещества-поглотителя.
Газовая модель в упрощённом виде содержит следующие технологические модули:
- Газовый нагревательный модуль.
- Генератор (точнее – кипятильник).
- Конденсатор.
- Абсорбер (поглотитель).
- Испаритель.
Газовым нагревателем осуществляется подогрев содержимого генератора. Модуль генератора предназначен для получения парообразного аммиака и подачи слабого аммиачного раствора в область абсорбера.
Конденсаторный модуль служит для охлаждения паров аммиака до температуры конденсации. А модуль под названием “абсорбер”, выполняет функции поглотителя аммиака. Испаритель газового холодильника служит генератором холода.
Принцип работы холодильника на газу
Технологический цикл охлаждения начинается с подогрева газовой горелкой концентрированного водоаммиачного раствора. За счёт более низкой температуры кипения аммиака это вещество вскипает быстрее воды. Начинается процесс образования концентрированных паров хладагента, которые поступают в конденсатор.
Здесь аммиачный пар конденсируется, и уже жидкий аммиак устремляется к испарителю, где за счёт отбора тепла от продуктов вскипает, образуя парожидкостную смесь.
Схемой абсорбционного холодильника предусматривается также работа устройства, которое носит название “дефлегматор”. Этот модуль установлен на выходе из кипятильника и предназначен для получения слабого водоаммиачного раствора в процессе частичной конденсации насыщенных паров.
Этот слабый раствор собирается в абсорбере. Туда же направляется насыщенная парожидкостная аммиачная смесь из испарителя, где абсорбируется. Далее цикл повторяется.
Большая часть абсорбционных бытовых холодильников оснащаются электрическими нагревателями. Например, из таких моделей можно отметить холодильники «Садко», «Морозко» и другие.
Но электрический нагреватель вполне допустимо заменить любым другим источником тепла, включая пропановую горелку, радиатор отопления и даже дым печной трубы.
Поэтому отмеченные модели абсорбционной техники теоретически вполне допустимо использовать под создание своими руками холодильника на газу, функционирующего в постоянном режиме.
Как сделать газовый холодильник
Относительно несложным способом изготовления газового холодильника, как уже отмечалось, видится использование в качестве основы отработавшего свой срок абсорбционного аппарата. Чтобы довести до «ума» ту же модель «Садко» или «Морозко», достаточно исключить из конструкции установленные в системе электрические нагреватели.
Вместо демонтированных нагревательных элементов потребуется внедрить газовый подогрев, установив в конструкцию теплообменник и пропановую горелку.
Удачно подходит для создания мобильного аппарата модель абсорбционного холодильника «Морозко» четвёртого выпуска серии АШ-30. Габариты корпуса этой конструкции 450*400*405 мм, вес не более 15 кг.
Температура морозильной камеры при работе конструкции на полную мощность вполне может достичь 10-12°С со знаком минус. Не зря среди умельцев-конструкторов родилась идея переделать электрический подогрев, заменив его пропановой грелкой.
Однако затея с газовым холодильником сомнительная, и в подтверждение этому есть целый ряд причин. Так, абсорбционный процесс требует почти вдвое больше времени на генерацию холода, чем обычный компрессионный холодильник.
С точки зрения экономии, конструкция видится не совсем рациональной, учитывая сколько потребуется затратить газа на получение 1°С минусовой температуры для самодельного варианта. Тем не менее, конструкторский интерес относительно возможности реализации идеи достаточно высок.
Пошаговый процесс переделки «Садко»
Электрические нагревательные элементы холодильника «Садко» расположены на трубке сифона. Этот элемент конструкции (сифон) находится в нижней части задней стенки аппарата. Область сифона закрыта металлическим кожухом, под которым находится слой теплоизолятора (минеральная вата).
Изначально конструктору-любителю потребуется выполнить следующие действия:
- Поместить холодильник в удобное для работы место.
- Демонтировать защитный кожух на задней стенке.
- Удалить теплоизоляционный материал.
- Снять нагревательные элементы с трубки сифона.
Следует учитывать, что доработка своими руками здесь сопряжена с некоторым риском. Система абсорбционного холодильника заполнена аммиаком и водородом под давлением до 2 атм. Неаккуратный демонтаж деталей системы и электрических нагревателей может привести к разгерметизации системы, что опасно для здоровья. Необходимо проявлять осторожность.
Следующий шаг конструктора-любителя заключается в установке системы нагрева, действующей на пропане. То есть необходимо в области трубки сифона смонтировать модуль, которым бы осуществлялся подогрев в результате сжигания газа. Нагревать трубку открытым пламенем недопустимо.
Значит, потребуется изготовить теплообменник. Это может быть, к примеру, массивный брусок меди, внутрь которого встроена газовая горелка.
Изготовление системы подогрева газом в обязательном порядке предусматривает организацию комплекса защиты от перегрева. Рабочий диапазон температуры нагрева сифона холодильника «Садко» составляет 50 – 175°С. Исходя из этих значений, следует рассмотреть схему включения и отключения подачи газа при нагреве.
Для схемы с электронагревателями в абсорбционных моделях используется терморегулятор холодильника серии Т-120. Но этот прибор регулирует работу нагревателей с учётом температуры испарителя.
Газовая горелка вместе с устройством автоматического управления – это несколько иная система. Если холодильник на пропане делается с учётом долгосрочного применения, автоматику придётся делать полноценную.
То есть, к примеру, контролировать не только температуру нагрева теплообменника, но также вести контроль пламени и отслеживать давление газа. Нельзя забывать и о системе запала.
Примеры сборки самоделки
Примеров самодельных конструкций абсорбционных холодильников на газу, которые бы отметились долгосрочной эксплуатацией, отыскать не удалось. Встречаются лишь экспериментальные варианты, зачастую начатые, но не доведённые до завершения.
Есть также примеры сборки, когда холодильник на газу собирался своими руками по упрощённой методике.
При упрощённом варианте сборки применялся пропановый баллон, выход которого соединяли шлангом напрямую с горелкой прямого действия. Горелка закреплялась на шасси абсорбционного холодильника, а рабочее сопло направлялось непосредственно на трубку сифона.
Поджиг горелки делали вручную. Так же, без какой-либо автоматики, чисто методом «пробы на ощупь», выполнялся контроль температуры нагрева сифона.
Итоги неутешительны. За время работы ручной нагревающей газовой установки в течение 12 часов внутри морозильной камеры была получена максимальная температура нижнего порога – не ниже +3°С.
Таким образом, испытания абсорбционного холодильника на пропане, сделанного своими руками по упрощённой схеме, показали крайне низкую эффективность газового аппарата. Более того, судя по расходу газа, этот вариант получения холода («Садко-Г») неоправданно затратный.
Альтернатива самодельной конструкции
Смысл сборки газовой конструкции теряется ещё и потому, что старых заводских конструкций подобного рода в бытовом исполнении практически нет. Газовая холодильная техника с абсорбером (российского производства) – это в основе своей установки промышленного назначения, крупногабаритные, тяжеловесные, оснащённые сложным газовым оборудованием.
Поэтому более привлекательной рассматривается альтернатива для самодельной газовой холодильной техники. Это современные мобильные компактные системы охлаждения из серии термических контейнеров и похожих разработок. Любая из подобных систем закрывает ту потребность в холоде, которая обременяет любителей выездов на природу.
Цена на аппараты вполне подходящая. Скорее всего, покупка, допустим, холодильника марки Comfort, обойдётся суммой в несколько раз меньшей, чем затраты на модернизацию старой абсорбционной системы.
При этом по техническим характеристикам современное компактное холодильное оборудование фактически сравнимо с теми же параметрами «Садко». А температурный диапазон выглядит более привлекательным (до -18ºС).
Наконец, есть возможность купить реально действующий на пропане промышленный холодильник импортного производства. Наглядный пример – универсальный аппарат немецкого производителя, выпускаемый под маркой Waeco-Dometic Combicool.
Конструкция мобильного холодильника обеспечивает получение холода при работе от одного из трёх источников энергии, в том числе и от баллона с газом.
Выводы и полезное видео по теме
Преимущества и недостатки мобильного холодильника, который может работать и от электричества, и на газу:
Краткий видеообзор автохолодильника марки Dometik:
Выводы из всей истории с конструированием «бесплатной» во всех отношениях холодильной техники вытекают однозначные. Единственная причина сборки газового холодильника своими силами – это желание сделать чего-нибудь самостоятельно.
Нередко удовольствие от собственных успехов перекрывает любые инновации мирового масштаба. Однако современные заводские модели надежнее и безопаснее.
Имеете опыт создания газового холодильника? Или пользуетесь покупным агрегатом абсорбционного типа? Пожалуйста, делитесь своим мнением и оставляйте комментарии. Форма для связи расположена в нижнем блоке.
Газовый холодильник: принцип работы и сборка своими руками
Сегодня сложно найти дом, в котором не было бы холодильника. Устройство, работающее от сети с классом энергопотребления «А», требует для своей работы электроэнергии, хоть и минимального количества. Мало кто знает, что у такого агрегата есть достойная альтернатива – газовый холодильник (ГХ), работающий на более дешевом энергоносителе – газе. Промышленность наладила выпуск таких агрегатов, от минимальных объемов в 33 л до стандартных размеров -100 л. Область применения их довольно разнообразна от дач и зданий, не имеющих электричества до пригородных кафе на трассах.
Устройство и принцип работы пропанового холодильника
Холодильные агрегаты данного типа могут обеспечить разность температур в 30 С, они оснащаются морозилкой и предназначены для хранения продуктов питания. Их цена выше чем у электрических, но поскольку они не имеют движущихся деталей, то гарантируют больший срок эксплуатации. Из строя может выйти только горелочное устройство, которое легко можно заменить собственными силами. Функционально газовые холодильники похожи на традиционные, они также предназначены для создания низкотемпературного режима внутри камеры, но не от электроэнергии, а от сжиженного газа в баллоне.
Работы их заключается в низкой Т кипения хладагента, находящегося в густой консистенции. Нагрев осуществляется горелкой до превращения вещества в жидкость, поступающей в испаряющий блок, где она вновь испаряется, но уже под воздействием низкой температуре, для этого происходит забор тепла из внутренней полости камеры.
Для того чтобы процесс протекал полностью должна быть установлена эффективная горелка, защищённая от влажности, рядом с которой не допускается размещение горючих веществ. Не рекомендуется также оставлять агрегат под воздействием солнечных лучей.
Фактически в абсорбционном устройстве газу отводится второстепенная роль — только для подогрева агента. Главные вещества в газовых агрегатах — это аммиак и вода. Первый как хладагент, а вода, как вещество-поглотитель.
Как выглядит газовый холодильник
Технологические модули установки:
- Газовый – греющий модуль, осуществляет нагрев хладагента для выработки паров аммиака и направления слабо-аммиачного жидкости в полость абсорбера.
- Генератор – устройство для нагрева.
- Конденсатор — охлаждает пары до Т конденсации.
- Абсорбер – поглощает хладагент.
- Испаритель – генерирует низкую температуру.
Плюсы и минусы
Альтернативный холодильник имеет множество плюсов, а главный в том, что он может применяться в тех условиях, где традиционный не работает, при отсутствии электроэнергии.
Основные преимущества установки:
- Широкий диапазон мощности, энергоэффективность и энергонезависимость.
- Разнообразность и доступность на рынке.
- Тихая работа.
- Отсутствие компрессоров и иных движущихся деталей, в связи, с чем нет вибрации.
- Долговечность основного оборудования и отдельных узлов.
- Долгое сохранение температуры, даже после остановки горелочного устройства.
- Экологичность, в связи с использованием газа.
Несмотря большие преимущества, у абсорбционных устройств существуют и недостатки:
- Медленный процесс достижения отрицательных температур, из-за того, что у хладагентов, которые могут быть использованы данной конструкции не самая низкая Т кипения при атмосферном давлении.
- В случае поломки агрегата, возможно отравление окружающих аммиаком.
Особенности эксплуатации
Газ и хладагенты относятся к вредным опасным веществам, поэтому при использовании нужно выполнять меры предосторожности:
- При работе газовое устройство нельзя накрывать;
- устройство располагают в помещении с хорошей вентиляцией;
- запрещена установка холодильника во влажных, запылённых местах;
- баллоны с газом перемещают осторожно;
- допускается применение только госпроверенных баллонов;
- перед началом использования проверяют на герметичность и работоспособность шлангов и других соединительных узлов;
- подбирают объем газового баллона, примерный расчет 5л на 230 часов;
- следят за уровнем размещения конструкции, газовые баллоны не приемлют наклонную установку;
- воздух вокруг агрегата должен циркулировать беспрепятственно, поэтому нужно обеспечить достаточное пространство между ним и ограничивающими предметами;
- нельзя перегружать установку большим количеством продуктов;
- необходимо проводить очистку холодильника с удалением талой воды не менее 1р/мес, перед очисткой отключают его от напряжения.
Запрещена установка газового холодильника во влажных, запылённых местах
Инструкция по изготовлению газового холодильника самостоятельно
Считается, что изготовление холодильного агрегата, работающего на газе относительно несложно, можно использовать старый холодильник, например, «Садко» или «Морозко», для этого потребуется только удалить из конструкции электронагреватель, и разместить систему газового подогрева с теплообменником и горелкой для сжиженного газа.
Принципы изготовления
Очень удачно применяют для создания такой модели старый агрегат «Садко» весом до 15 кг. Если использовать его на полную мощность, можно достичь температуры минус 10-12С. Цикл охлаждения стартует с нагрева насыщенного водоаммиачного раствора, который выполняет газовая горелка. Из-за того, что аммиак имеет более низкую Т кипения, чем вода — раствор вскипает намного быстрее воды. После чего стартует процесс образования аммиачных паров перемещающихся в конденсатор.
Здесь они конденсируются и уже в жидком состоянии перемещаются к испарителю. В нем, за счёт тепла отобранного от продуктов питания, они вновь вскипают с образованием парожидкостной смеси. Затем цикл повторяется заново до тех пор, пока будет работать газовая горелка.
Инструменты и материалы
Смастерить газовый холодильник, а затем его обслуживать и при необходимости ремонтировать без инструмента не возможно. Операции по ремонту капиллярных труб, выявления утечек хладагента и вакуумированию хладосистемы также потребует специальных приборов и оснастки.
Перечень инструментов и материалов для изготовления газового холодильника:
- Коллектор манометров для определения режимов в хладосистеме.
- Соединительные шланги для подключения к коллектору манометров.
- Сервисные ключи.
- Электронный течеискатель, для определения утечек хладагента.
- Фреон, для того чтобы заправить агрегат.
- Вакуумный насос неотъемлемый инструмент для создания вакуума в системе.
- Клещи для пережима трубопровода после заправки фреоном агрегата.
- Набор вальцовок, для соединения труб.
- Корпус, газовый баллон и горелка.
Для изготовления газового холодильника понадобится электронный течеискатель
Пошаговая инструкция переделки холодильника
Электонагревательные элементы у «Садко» размещены на трубке сифона внизу, сзади агрегата. Эта область защищена кожухом из металла, под которым укладывают слой изолятора, например, минеральной ваты.
Алгоритм создания газового холодильника:
- Первоначально удаляют электронагреватель, под изоляционным слоем.
- Помещают агрегат в удобном для работы помещении.
- Демонтируют защищающий корпус.
- Удаляют изоляцию.
- Снимают электроэлемент с сифонной трубки. Операции выполняют с повышенной осторожностью, поскольку хладосистема заполнена аммиаком до 2.0 атм, разгерметизация системы опасна для человека.
- Устанавливают газовую линию нагрева, работающей на сжиженным газе.
- В области сифонной трубки монтируют модуль, выполняющий нагрев среды, при этом нагревать ее открытым огнем запрещено.
- Изготавливают теплообменник, например, из куска меди, во внутреннюю полость которого вставляют горелку.
- Этот модуль должен быть закреплен плотно к трубке сифона агрегата, вместо электрического.
- Оборудуют защиту от перегрева, поскольку допустимый рабочий диапазон Т у «Садко» от 50 до 175 С.
- Для долгосрочного использования такого холодильника потребуется контролировать не только Т нагрева среды в теплообменнике, но и осуществлять контроль пламени, давления пропана и предусмотреть розжиг. Для этих целей могут подойти узлы автоматики безопасности и розжига, например, от газовой колонки.
Варианты неисправностей и ремонт
Любая техника не может быть вечной, рано или поздно она потребует большого или малого ремонта, а техника, выполненная своими руками из старых запасных частей будет нуждаться в этом намного раньше.
Эти агрегаты относятся к опасным веществам, поскольку используют в своей работе взрывоопасный пропан и отравляющее вещество — хладоагент.
Ремонт газового холодильника в сервисных центрах – очень дорогостоящее мероприятие, поэтому домашние мастера стараются сделать его дома. Для того чтобы безопасно проводить такие работы потребуется выполнить все меры пожарной и эксплуатационной безопасности. Выполнять его нужно в хорошо проветриваемом помещении, чтобы своевременно удалять вредные вещества.
Проблемы с горелкой тоже лучше не решать самостоятельно, а заменить ее на новую, поскольку они не очень дорогие, а надежность у новой будет на порядок выше. Не ремонтопригодны также нагревательная система и термосифон.
Частой причиной неработающего холодильника является некачественный хладагент, ее можно определить по росту температур. Бывает, неисправна герметическая система из-за изношенности соединений, отремонтировать ее могут специалисты в сервисных центрах. Если этого не выполнить, то из-за образовавшихся «протечек», будет нарушена работа агрегата, а при большой течи, работа прекратится совсем.
Газовый холодильник – отличный выбор в качестве автономного варианта. Дома такой агрегат устанавливать не стоит, из-за возможной загазованности помещения, а для автомобилистов — это, безусловно, идеальный вариант, особенно для многодневных, многокилометровых поездок всей семьей.
Как починить холодильник: диагностика и что делать
Содержание
Содержание
Поломка холодильника всегда некстати, вне зависимости от погоды и времени года за окном. Этот агрегат основательно вошел в нашу жизнь, и современному человеку обходиться без него ой, как непросто. Как провести экспресс-диагностику и сузить круг подозреваемых узлов, а, может, даже отремонтировать «захандривший» аппарат самостоятельно, рассмотрим в данном материале.
Устройство холодильной установки
Первые электрические холодильники появились в 1913 году. Принцип их действия основан на температурных процессах, происходящих в хладагенте (фреоне) при переходе из жидкого состояния в газообразное и наоборот.
Простейшая схема холодильной установки выглядит следующим образом.
По сути, перед нами схема, используемая в холодильниках и сегодня. В ней есть всего несколько основных узлов:
- компрессор;
- конденсатор;
- дроссель (капилляр);
- испаритель.
Работает такая холодильная установка достаточно просто. Компрессор, создавая давление в замкнутой системе, заставляет газообразный хладагент перейти в жидкое состояние. При этом в большом количестве образуется тепло, отводимое через конденсатор в окружающую среду. Жидкий фреон, пройдя через дроссель, попадает в зону низкого давления системы, в которой происходит его закипание и обратный переход в газообразное состояние. Кипение фреона происходит при отрицательных температурах в испарителе, поэтому образовавшийся в нем холод сильно остужает его стенки, а достаточно герметичная камера аппарата не позволяет холодному воздуху попадать в атмосферу. Поскольку контур, в котором циркулирует хладагент, является замкнутым, то цикл перехода фреона из одного состояния в другое повторяется многократно.
Помимо названных выше основных элементов, конструкция холодильника включает несколько дополнительных узлов:
- терморегулятор. Служит для поддержания заданной температуры внутри камеры;
- фильтр-осушитель. Он отвечает за чистоту хладагента, циркулирующего в контуре.
Более подробно ознакомиться с устройством и принципом действия холодильника можно в статье Клуба DNS.
В последние годы в сегменте бытовых холодильных установок стали очень популярными агрегаты, работающие по принципу No Frost (в буквальном переводе — без инея). Их принципиальное отличие — охлаждение продуктов происходит не от контакта с холодными поверхностями испарителя, а благодаря постоянно циркулирующему в камере охлажденному воздуху.
Основной принцип получения холода внутри камеры остается неизменным. А вот за распространение холодного воздуха внутри агрегата отвечает мощный вентилятор, обеспечивающий его постоянную циркуляцию внутри устройства по специальным воздуховодам.
Диагностика узлов холодильника
Несмотря на всю громоздкость конструкции, у холодильника не так уж много узлов, способных выйти из строя. В большинстве случаев поиск неисправности достаточно прост и не займет много времени.
Проведение диагностики узлов агрегата подразумевает наличие минимальных познаний в области электротехники. Если нет уверенности в собственных силах, работы по поиску и устранению неисправности лучше доверить квалифицированному специалисту!
Важно! Все работы необходимо проводить при отключенном от электрической сети устройстве!
Диагностика компрессора
Компрессор — сердце любого холодильника, от его эффективной работы зависит скорость набора нужной температуры в камере.
Выход из строя компрессора — самая затратная часть ремонта холодильника.
Проблемы с компрессором могут быть вызваны неисправностями электрической или механической части агрегата. Проверить электрическую часть просто. Для этого в арсенале «домашнего диагноста» достаточно иметь лишь мультиметр.
Перед проведением замеров необходимо удостовериться, что агрегат отключен от электрической сети!
Чтобы получить доступ к клеммам компрессора, с его корпуса необходимо демонтировать пуско-защитное реле.
Правая клемма — вывод рабочей обмотки, левая — пусковой обмотки. Верхний вывод является общей точкой двух обмоток мотора холодильника.
Для диагностики необходимо отдельно измерить сопротивление обеих обмоток, а также их общее сопротивление. Для проверки рабочей обмотки замер производится правой и верхней клеммами, пусковой — между левым и верхним выводами.
Как правило, у компрессоров небольшой мощности сопротивление рабочей обмотки находится в пределах 15 Ом, пусковой — около 20 Ом.
Третий замер производится для проверки общей целостности обмоток, для чего измеряют сопротивление между правым и левым выводами клеммной коробки компрессора. В случае нормального состояния обмоток, прибор должен показать суммарное сопротивление двух обмоток (сумму результатов измерений, полученных чуть ранее). Как правило, суммарный результат должен составить 30-35 Ом.
Дополнительно следует удостовериться в отсутствии замыкания обмоток на корпус компрессора. При исправной электрической части все три замера должны показать отсутствие цепи для протекания электрического тока.
Номинальные значения сопротивлений обмоток для конкретной модели компрессора лучше всего найти в Интернете.
Проверка механической части агрегата потребует разгерметизации контура охлаждения. Ее лучше доверить специалисту, имеющему в своем арсенале необходимое оборудование. Для выполнения таких работ потребуются:
- труборез;
- инструмент для вальцовки труб;
- манометр;
- соединительные шланги;
- электронные весы;
- вакуумный насос;
- газовая горелка;
- набор муфт для соединения.
Сама проверка сводится к подключению к диагностируемому компрессору манометра и измерению создаваемого им давления в магистрали. Если после включения холодильника манометр показывает 4 бар и более — компрессор исправен. В противном случае он подлежит замене.
Диагностика капиллярной системы
В случае, когда компрессор работает исправно, а холодильник не производит холод должным образом, вероятной причиной неисправности может выступать засор капиллярной трубки. Данная проблема препятствует нормальной циркуляции хладагента и не позволяет агрегату нормально работать.
Косвенно проблему можно диагностировать по температуре нагнетательного штуцера компрессора. Если он быстро нагревается, но спустя пару минут остывает — с большой долей вероятности можно говорить об имеющемся засоре в капиллярной системе холодильника.
Можно определить засор путем ощупывания поверхности конденсатора. Если он имеет неравномерный нагрев по всей площади или часть его поверхности и вовсе остается холодной, то это также свидетельствует об имеющемся засоре.
Более точно поставить диагноз можно после разгерметизации системы. Достаточно подключить манометр к заправочному патрубку. Если при работающем компрессоре прибор показывает отрицательные значения (образование вакуума), а после выключения агрегата давление в системе остается неизменным или нарастает очень медленно — засор капиллярной системы очевиден.
Вероятные виновники — фильтр-осушитель или капиллярная трубка. При забитом мусором фильтре его просто заменяют новым, а вот в случае засора капиллярной трубки пытаются «продавить» систему при помощи гидравлического пресса.
Диагностика терморегулятора
Терморегулятор отвечает за поддержание в холодильной камере заданной температуры. По своей сути это обычный выключатель, который включает или выключает компрессор при достижении нужных температур внутри устройства.
Если холодильник не включается вовсе или, наоборот, работает без остановки, вероятная причина поломки — выход из строя терморегулятора.
Проверить его просто. В случае, когда компрессор не запускается, нужно замкнуть между собой три провода, подключаемые к узлу, после чего включить холодильник в сеть. В старых моделях холодильников для подключения терморегулятора использовалось два провода. Замыкать их нужно между собой. Если компрессор запустится — виновник найден и его предстоит заменить.
Когда выключения компрессора не происходит, можно предположить, что регулятор вышел из строя и остался в замкнутом положении. Он также подлежит замене.
Замена не представляет особой сложности, главное, при установке нового узла не допускать переломов и замятия сильфонной трубки с газом, отвечающей за срабатывание контактной части узла.
Диагностика узлов холодильника No Frost
При поиске неисправностей системы No Frost методология проверки компрессора и капиллярной системы остаются теми же. Но поскольку в системе появляются новые элементы, остановимся на их проверке более детально.
Проверка вентилятора
Вентилятор — ключевой узел системы No Frost. Именно он обеспечивает принудительную циркуляцию холодного воздуха внутри камеры холодильника. Чтобы проверить его работоспособность, достаточно прислушаться к работе агрегата. Шум работающего вентилятора слышен и «невооруженным» ухом. Также можно приложить руку к выходам воздушных каналов и удостовериться, что из них поступает воздух.
Чтобы убедиться в работе вентилятора визуально, придется снять защитный кожух морозильной камеры, представляющий собой ее заднюю стенку. При осмотре вентилятора нелишним будет уделить внимание его крыльчатке. Лопасти не должны иметь сколов и трещин.
В случае неисправности узла он заменяется новым.
Диагностика системы оттаивания
В холодильниках No Frost особое внимание уделяется чистоте испарителя ото льда и снеговой «шубы». Ведь препятствование прохождению воздуха, нагнетаемого вентилятором, снижает его количество и приводит к недостаточному охлаждению камеры. Как следствие, возрастает потребление электроэнергии и увеличивается нагрузка на компрессор.
Компонентами системы оттаивания являются:
- таймер оттаивания;
- два термореле (может быть одно совмещенное) для отслеживания верхнего и нижнего порогов температуры;
- нагревательный элемент.
Работает система следующим образом. По истечении времени, заданного таймером оттаивания (в зависимости от производителя от 4 до 24 часов), компрессор выключается, и в течение 15-20 минут испаритель нагревается ТЭНом. В результате вся образовавшаяся за цикл работы наледь оттаивает и удаляется в дренажную систему холодильника.
Как это ни парадоксально звучит, но перед диагностикой холодильник No Frost желательно разморозить, дав ему постоять выключенным в течение 10-12 часов. Это может решить проблему оттаивания испарителя без дальнейшего вмешательства.
Работоспособность системы проверяется следующим образом:
- Демонтируются защитный кожух морозильной камеры и пластиковая панель с вентилятором, установленная за ним.
- В зависимости от типа таймера (электронный или механический), на его корпусе либо нажимается кнопка принудительного включения режима оттаивания, либо проворачивается рукоятка (по ходу часовой стрелки) до характерного щелчка.
При этом работа компрессора должна прекратиться, а ТЭНы оттаивания должны начать нагреваться.
Если нагрев ТЭНов не происходит, необходимо убедиться в целостности нагревательных элементов (их номинальное сопротивление составляет 200-300 Ом) и нормальной работе термореле. Одно из них, отвечающее за включение цепи при достижении порога низкой температуры, является нормально разомкнутым. Оно коммутирует цепь при достижении температуры, равной – 10 ° С. Второе реле — нормально замкнутое, его назначение — защита испарителя от перегрева. Реле разрывает цепь питания ТЭНа при достижении температуры в + 10 ° С. Неисправные компоненты системы заменяются новыми.
Если проверка ТЭНа и термореле указывает на их исправность, то единственным «подозреваемым» остается таймер оттаивания. Его необходимо заменить новым узлом такой же модели или компонентом, обладающим теми же характеристиками.
Более подробно о диагностике и ремонте системы оттаивания рассказано в следующем видео:
Газовый холодильник своими руками: принцип работы холодильника на пропане + пример сборки самоделки
Достаточно длительная история развития холодильной техники отмечена появлением различных видов бытовых холодильников. Среди существующих конструкций можно найти бытовой абсорбционный аппарат – газовый холодильник.
Модели холодильников на газу делают как стационарными, так и мобильными. Их относительно простая конструкция не исключает возможности создать устройство своими руками. Чтобы сделать газовый холодильник, необходимо изучить его устройство и принцип работы, согласны?
В статье подробно описана конструкция пропанового агрегата и технический цикл охлаждения, а также приведены пошаговые инструкции по сборке и переделке разных модификаций холодильников на газу.
- Устройство пропанового холодильника
- Принцип работы холодильника на газу
- Как сделать газовый холодильник
- Пошаговый процесс переделки «Садко»
- Примеры сборки самоделки
- Альтернатива самодельной конструкции
- Выводы и полезное видео по теме
Устройство пропанового холодильника
Абсорбционный принцип работы – основа холодильной техники, которая могла бы работать на пропане.
Рассматривая газовый холодильник и принцип его работы, следует подчеркнуть: в абсорбционном холодильнике пропану отводится скромная функция газа-подогревателя. Главными же компонентами процесса абсорбции в конструкциях бытовых холодильников являются обычно аммиак и вода.
Так выглядит задняя стенка абсорбционного холодильника. Это одна из тех старых моделей аппаратов, которые подходят для модернизации – переустройства на газовое топливо вместо электрической энергии
Аммиак выступает в качестве хладагента, а вода исполняет роль вещества-поглотителя.
Газовая модель в упрощённом виде содержит следующие технологические модули:
Газовым нагревателем осуществляется подогрев содержимого генератора. Модуль генератора предназначен для получения парообразного аммиака и подачи слабого аммиачного раствора в область абсорбера.
Конденсаторный модуль служит для охлаждения паров аммиака до температуры конденсации. А модуль под названием “абсорбер”, выполняет функции поглотителя аммиака. Испаритель газового холодильника служит генератором холода.
Принцип работы холодильника на газу
Технологический цикл охлаждения начинается с подогрева газовой горелкой концентрированного водоаммиачного раствора. За счёт более низкой температуры кипения аммиака это вещество вскипает быстрее воды. Начинается процесс образования концентрированных паров хладагента, которые поступают в конденсатор.
Здесь аммиачный пар конденсируется, и уже жидкий аммиак устремляется к испарителю, где за счёт отбора тепла от продуктов вскипает, образуя парожидкостную смесь.
Структурная схема, показывающая принцип работы абсорбционного аппарата охлаждения. В качестве нагревателя генератора здесь используется газовая горелка. Однако, по сути, нагреватель может быть практически любого типа (+)
Схемой абсорбционного холодильника предусматривается также работа устройства, которое носит название “дефлегматор”. Этот модуль установлен на выходе из кипятильника и предназначен для получения слабого водоаммиачного раствора в процессе частичной конденсации насыщенных паров.
Этот слабый раствор собирается в абсорбере. Туда же направляется насыщенная парожидкостная аммиачная смесь из испарителя, где абсорбируется. Далее цикл повторяется.
Холодильник абсорбционный, подготовленный под модернизацию. Здесь демонтирована защитная металлическая панель, убран теплоизолятор (слой минеральной ваты), удалён электронагреватель. Осталась лишь гильза на трубке сифона
Большая часть абсорбционных бытовых холодильников оснащаются электрическими нагревателями. Например, из таких моделей можно отметить холодильники «Садко», «Морозко» и другие.
Но электрический нагреватель вполне допустимо заменить любым другим источником тепла, включая пропановую горелку, радиатор отопления и даже дым печной трубы. Поэтому отмеченные модели абсорбционной техники теоретически вполне допустимо использовать под создание своими руками холодильника на газу, функционирующего в постоянном режиме.
Как сделать газовый холодильник
Относительно несложным способом изготовления газового холодильника, как уже отмечалось, видится использование в качестве основы отработавшего свой срок абсорбционного аппарата. Чтобы довести до «ума» ту же модель «Садко» или «Морозко», достаточно исключить из конструкции установленные в системе электрические нагреватели.
Вместо демонтированных нагревательных элементов потребуется внедрить газовый подогрев, установив в конструкцию теплообменник и пропановую горелку.
Теоретически исполнимая идея газификации абсорбционного аппарата, ранее действующего от нагрева электрическим нагревателем. Таким видится прямое подключение газовой горелки (+)
Удачно подходит для создания мобильного аппарата модель абсорбционного холодильника «Морозко» четвёртого выпуска серии АШ-30. Габариты корпуса этой конструкции 450*400*405 мм, вес не более 15 кг.
Температура морозильной камеры при работе конструкции на полную мощность вполне может достичь 10-12°С со знаком минус. Не зря среди умельцев-конструкторов родилась идея переделать электрический подогрев, заменив его пропановой грелкой.
Однако затея с газовым холодильником сомнительная, и в подтверждение этому есть целый ряд причин. Так, абсорбционный процесс требует почти вдвое больше времени на генерацию холода, чем обычный компрессионный холодильник.
С точки зрения экономии, конструкция видится не совсем рациональной, учитывая сколько потребуется затратить газа на получение 1°С минусовой температуры для самодельного варианта. Тем не менее, конструкторский интерес относительно возможности реализации идеи достаточно высок.
Пошаговый процесс переделки «Садко»
Электрические нагревательные элементы холодильника «Садко» расположены на трубке сифона. Этот элемент конструкции (сифон) находится в нижней части задней стенки аппарата. Область сифона закрыта металлическим кожухом, под которым находится слой теплоизолятора (минеральная вата).
Здесь показан процесс вскрытия защитной металлической панели на задней стенке абсорбционного холодильника. Как видно, под панелью и слоем теплоизолятора находится электронагреватель, который требуется демонтировать
Изначально конструктору-любителю потребуется выполнить следующие действия:
Следует учитывать, что доработка своими руками здесь сопряжена с некоторым риском. Система абсорбционного холодильника заполнена аммиаком и водородом под давлением до 2 атм. Неаккуратный демонтаж деталей системы и электрических нагревателей может привести к разгерметизации системы, что опасно для здоровья. Необходимо проявлять осторожность.
Следующий шаг конструктора-любителя заключается в установке системы нагрева, действующей на пропане. То есть необходимо в области трубки сифона смонтировать модуль, которым бы осуществлялся подогрев в результате сжигания газа. Нагревать трубку открытым пламенем недопустимо.
Значит, потребуется изготовить теплообменник. Это может быть, к примеру, массивный брусок меди, внутрь которого встроена газовая горелка.
Вариант изготовления теплообменных модулей под внутреннее размещение газовой горелки. Такой модуль закрепляется плотно к трубке сифона холодильника вместо демонтированного электронагревателя
Изготовление системы подогрева газом в обязательном порядке предусматривает организацию комплекса защиты от перегрева. Рабочий диапазон температуры нагрева сифона холодильника «Садко» составляет 50 – 175°С. Исходя из этих значений, следует рассмотреть схему включения и отключения подачи газа при нагреве.
Для схемы с электронагревателями в абсорбционных моделях используется терморегулятор холодильника серии Т-120. Но этот прибор регулирует работу нагревателей с учётом температуры испарителя.
Регулятор пламени газовой горелки, который может быть внедрён в конструкцию модуля нагрева от газа. Это лишь один из нескольких приборов автоматики, которыми потребуется оснастить газовый холодильник (+)
Газовая горелка вместе с устройством автоматического управления – это несколько иная система. Если холодильник на пропане делается с учётом долгосрочного применения, автоматику придётся делать полноценную.
То есть, к примеру, контролировать не только температуру нагрева теплообменника, но также вести контроль пламени и отслеживать давление газа. Нельзя забывать и о системе запала.
Примеры сборки самоделки
Примеров самодельных конструкций абсорбционных холодильников на газу, которые бы отметились долгосрочной эксплуатацией, отыскать не удалось. Встречаются лишь экспериментальные варианты, зачастую начатые, но не доведённые до завершения.
Есть также примеры сборки, когда холодильник на газу собирался своими руками по упрощённой методике.
Одна из успешно реализованных самодельных конструкций холодильника на пропане. Подобных «самопальных» изделий на просторах инета можно встретить в достаточном количестве
При упрощённом варианте сборки применялся пропановый баллон, выход которого соединяли шлангом напрямую с горелкой прямого действия. Горелка закреплялась на шасси абсорбционного холодильника, а рабочее сопло направлялось непосредственно на трубку сифона.
Поджиг горелки делали вручную. Так же, без какой-либо автоматики, чисто методом «пробы на ощупь», выполнялся контроль температуры нагрева сифона.
Итоги неутешительны. За время работы ручной нагревающей газовой установки в течение 12 часов внутри морозильной камеры была получена максимальная температура нижнего порога – не ниже +3°С.
Таким образом, испытания абсорбционного холодильника на пропане, сделанного своими руками по упрощённой схеме, показали крайне низкую эффективность газового аппарата. Более того, судя по расходу газа, этот вариант получения холода («Садко-Г») неоправданно затратный.
Альтернатива самодельной конструкции
Смысл сборки газовой конструкции теряется ещё и потому, что старых заводских конструкций подобного рода в бытовом исполнении практически нет. Газовая холодильная техника с абсорбером (российского производства) – это в основе своей установки промышленного назначения, крупногабаритные, тяжеловесные, оснащённые сложным газовым оборудованием.
Пример промышленной абсорбционной газовой установки. При относительно небольшом потреблении газа (в промышленном учёте) этот абсорбционный холодильник показывает высокую эффективность работы
Поэтому более привлекательной рассматривается альтернатива для самодельной газовой холодильной техники. Это современные мобильные компактные системы охлаждения из серии термических контейнеров и похожих разработок. Любая из подобных систем закрывает ту потребность в холоде, которая обременяет любителей выездов на природу.
Именно с целью охлаждения и хранения продуктов в условиях отдыха на природе люди пытаются собирать своими руками холодильники на газу. Ассортимент современной мобильной холодильной техники огромен
Цена на аппараты вполне подходящая. Скорее всего, покупка, допустим, холодильника марки Comfort, обойдётся суммой в несколько раз меньшей, чем затраты на модернизацию старой абсорбционной системы.
При этом по техническим характеристикам современное компактное холодильное оборудование фактически сравнимо с теми же параметрами «Садко». А температурный диапазон выглядит более привлекательным (до -18ºС).
Более чем удачная альтернатива самодельным конструкциям газовых холодильников. Удобный, мобильный, компактный аппарат Waeco-Dometic Combicool, функционирующий от трёх различных источников тепла
Наконец, есть возможность купить реально действующий на пропане промышленный холодильник импортного производства. Наглядный пример – универсальный аппарат немецкого производителя, выпускаемый под маркой Waeco-Dometic Combicool.
Конструкция мобильного холодильника обеспечивает получение холода при работе от одного из трёх источников энергии, в том числе и от баллона с газом.
Выводы и полезное видео по теме
Преимущества и недостатки мобильного холодильника, который может работать и от электричества, и на газу:
Краткий видеообзор автохолодильника марки Dometik:
Выводы из всей истории с конструированием «бесплатной» во всех отношениях холодильной техники вытекают однозначные. Единственная причина сборки газового холодильника своими силами – это желание сделать чего-нибудь самостоятельно.
Нередко удовольствие от собственных успехов перекрывает любые инновации мирового масштаба. Однако современные заводские модели надежнее и безопаснее.
Имеете опыт создания газового холодильника? Или пользуетесь покупным агрегатом абсорбционного типа? Пожалуйста, делитесь своим мнением и оставляйте комментарии. Форма для связи расположена в нижнем блоке.
Холодильник на газу
Такой холодильник считается экологически чистым. Он оснащен одной или двумя камерами. Работает на газе и на электричестве. Эта покупка будет полезна при проживании в трейлере, либо в месте, где есть проблемы с электричеством.
Как работает холодильников на газу
Во время работы в устройстве образуется конденсат. Об этом производители позаботились, и отвели специальный слив в отверстие, которое уходит в заднюю крышку. Это позволяет не размораживать агрегат в течение 2-3 недель. Помимо основной камеры имеется морозильная.
Внутри агрегата установлен тэн. Он может может обеспечить работу от электросети. Внизу расположен штуцер для подключения к газовому баллону. Теплообмен происходит за счет решетки, которую видно сзади.
Агрегат работает от подключенного к нему баллона с пропаном. В среднем, одного баллона хватает на месяц использования. Внешне такие модели схожи с обыкновенными холодильниками. Кроме того, они поддерживают такую же температуру, равную от +2 до + 4 градуса в холодильном отделении и от -15 до -5 градусов в морозильном.
Температура кипения аммиака ниже температуры кипения воды. Это приводит к процессу выпаривания концентрированных паров аммиака, они проходят теплообменный аппарат, конденсатор и испаритель. Выйдя из испарителя, пары встречаются с абсорбентом и охлаждаются. Циркуляция раствора происходит в непрерывном режиме.
Конструктивные элементы:
- Генератор;
- Нагреватель;
- Конденсатор;
- Испаритель;
- Поглотитель.
Особенности:
- Температурный режим не отличается от электрических моделей;
- Функционирует и от баллона с газом, и от электросети;
- Конструкция не предполагает наличие запорных вентилей и движущихся частей.
Газовые холодильные камеры безопасны, надежны и долговечны. Малые габариты автомобильного холодильника обеспечивают его удобство при транспортировке и экономию места в машине.
Плюсы и минусы холодильника на газу
- Способен бесперебойно функционировать от разных источников питания. Включает в себя стандартные розетки, сжиженный газ и возможность работать от автомобильных прикуривателей.
- Высокая производительность и энергоэффективность.
- Широкий ассортимент на рынке.
- Бесшумная работа. Конструкция газовой холодильной камеры не предусматривает наличие компрессора и других движущихся элементов. В результате во время работы нет никаких вибраций.
- После выключения агрегат долгое время поддерживает температуру.
- Долговечность. Благодаря отсутствию вибраций уменьшается износ всего оборудования и отдельных частей.
- Экономичность достигается за счет работы от баллонов с газом. Газ – экологически чистый продукт с низкой стоимостью.
Газовые агрегаты создаются разных размеров и габаритов. Это позволяет подбирать их для различных условий. Бывают вместительные образцы. Есть и небольшие, которые с легкостью поместятся в автомобиле. В сравнении со стандартными моделями, они вмещают в себя меньшее количество продуктов.
Как выбрать холодильник на газу
При выборе газового холодильника руководствуйтесь теми же правилами, что и при выборе обычного.
Газовые агрегаты выпускаются в виде малых моделей, объемом до 35 литров, и в виде напольных образцов, объемом от 100 литров. Большие включают в себя холодильную и морозильную камеры, маленькие – только холодильную.
Цена варьируется в зависимости от объёма. По сравнению с моделями, работающими только от электросети, газовые устройства стоят на порядок дороже. Автомобильные холодильники стоят недорого за счет малых размеров.
Учитывайте климатический класс – это параметр, характеризующий климатические условия при эксплуатации.
Различают классы:
- N – от +16 до +32 градусов;
- SN – от +10 до 32 градусов;
- ST – от + 18 до +38 градусов;
- T – от +18 до +43 градусов.
Дополнительные функции и комплектация:
- Автоматическое оттаивание;
- Индикатор температуры на панели;
- Звуковые и световые сигналы;
- Аварийная сигнализация;
- Антибактериальное покрытие;
- Колесики для транспортировки;
- Функция No Frost – циркуляция воздуха препятствует образованию льда;
- Режим суперохлаждения для быстрого снижения температуры (Super Cool);
- Экономичные режимы работы.
Различают механический и электронный тип управления холодильником. С их помощью регулируется температурный режим внутри камер. Электронный тип оснащен дисплеем, где отображается информация о функционировании агрегата.
Как пользоваться
Устройства оснащены холодильной и морозильной камерой, внутренней подсветкой, комфортным температурным режимом.
Абсорбционный холодильник работает на пропане. Включение осуществляется при помощи шланга через редуктор к штуцеру. Устанавливать изделие можно в любом месте. Лучше остановиться на вертикальной ровной поверхности. Нужно учитывать, что задняя стенка выделяет тепло и нагревает близлежащие предметы.
Модели с функцией питания от электроэнергии оснащаются системой отключения газа. Она работает автоматически и срабатывает при обнаружении проблем с пламенем горелки.
Внутри холодильника имеются светодиодные лампы для освещения. Они работают на батареях, которые способны выдержать нагрузку 1 год. Если батарея разрядится, можно перейти на питание ламп через сеть. При этом сам агрегат работает от баллона.
Существуют модели, у которых есть функция регулировки температуры. Она осуществляется при работе от газа и от электричества.
Для очистки нельзя использовать порошки или кислоты. Это поцарапает внутреннюю поверхность и в этих местах потом образуется ржавчина.
При небрежной загрузке продуктов повреждается поверхность, а части сколотой эмали могут попасть в пищу. При разморозке нельзя использовать острые предметы для очистки испарителя ото льда и снега. Во время работы газовый агрегат нельзя накрывать. Следите, чтобы дверца плотно закрывалась.
Меры предосторожности:
- Устанавливать холодильную камеру в хорошо вентилируемом помещении;
- Не устанавливать во влажных и пыльных местах;
- Запрещается устанавливать рядом с открытыми источниками огня;
- Беречь от попадания прямых солнечных лучей и воды (дождя);
- Не размещать холодильник в зоне действия источников тепла, лучше поместить в прохладное место;
- Аккуратно перемещайте баллон с газом;
- Используйте только специализированные газовые баллоны;
- Перед началом работы проверьте исправность всех шлангов и прочих соединительных элементов, они должны быть герметичны и не пропускать газ;
- При присоединении газовой плиты к электросети следите, чтобы к одному блоку питания было подключено одно. Не перегружайте систему, чтобы не возникло проблем с проводкой;
- Не используйте шнур для подключения, имеющий трещины и повреждения;
- Не храните много вещей на верхней крышке холодильника;
- Не храните летучие и воспламеняющиеся вещества, а также жидкости внутри холодильника;
- Периодически проветривайте помещение и следите за вентиляцией воздуха;
- Не ставить сверху воду, если холодильник подключен к электросети.
Чтобы холодильная камера работала долго и бесперебойно, сразу после покупки нужно внутренние дверцы и полки вымыть теплой мыльной водой, протереть досуха и проветрить. В начале эксплуатации рекомендуется с периодичностью в 2 недели проветривать агрегат.
Неисправности
Чаще всего при эксплуатации сталкиваются с проблемой поднятия температуры в камере сгорания. Это происходит при подсоединении к баллону. Сбой в работе основных механизмов устраняется заменой.
Возможен выход из строя креплений полок и дверцы. Неполадки со звуковой и световой сигнализацией устраняются заменой неисправной детали.
Популярные неисправности касаются поджога горелки – после простоя устройство попросту не включается. Непрерывная работа приводит к повышению температуры в морозильной и холодильной камере.
Возможна утечка хладагента из испарителя. Для нейтрализации проблемы проводится полная диагностика.
Поломка тероморегулятора происходит из-за работы без остановки. В морозильной камере появляется лед и снег, если дверца не закрыта плотно. В данном случае заменяются уплотнители на дверце.
Газовое оборудование опасно для жизни, поэтому лучше доверить починку профессионалам.
Ремонт холодильника своими руками
Посмотрев кучу видео Ютуб, рассказывающих, как правильно провести ремонт бытовых холодильников, нашли общий недостаток: не показывают правильное выполнение операции заправки фреона. Инструкции использования заправочной станции вовсе умилили. Чего стоит фраза про подключение к сторонам высокого и низкого давления, если на компрессоре один патрубок? Решили отбросить в сторону тупость, иначе не назовешь обрывки сюжетов, где никогда не показывается процесс от начала до конца, напишем лучше по мотивам книги А.В. Родина про холодильники. По крайней мере в издании излагают материал просто и логично, нет никаких клапанов Шредера, локрингов. Ремонт холодильника своими руками потребует понимания действий, не обрывков знаний с красивыми вставками названий.
Заправить холодильник фреоном своими руками
Основные виды поломок касаются контура фреона. Вытек хладагент, холодильник перестал морозить. Вирпул мало отличается от прочих. Потрудитесь узнать устройство холодильника, чтобы производить ремонт. Боясь терминов компрессор, фильтр-осушитель, внутри делать нечего.
Назначение клапана Шредера
Когда приходит мастер, первым делом проверит систему циркуляции фреона на утечки. Как сделать? Течеискатель настроен искать фреон, содержимое вытекло, как искать? Понятно. Контур заполним воздухом, создавая давление. Теоретически рассматривают воздух, содержащий примеси фреона, практически второй компонент исключается мастером напрочь (дорого), жалкие остатки система содержит. Получится нужная смесь.
Как удержать внутри? Понадобится клапан Шредера. Подключается к сервисному патрубку компрессора. Согласно имеющимся сведениям, клапан Шредера представляет собой ниппель. Единственная разница ограничена хорошей переносимостью низких температур. Различие существует второе, упомянем ниже. Минуя клапан Шредера, компрессором внутрь закачивается воздух. Пришел черед течеискателя. Обнаруженные трещины локализуются, запаиваются. Проводим вакуумирование, заправку.
Давление воздуха фреонового контура составляет:
- Алюминиевые трубки – 15 атм.
- Медные трубки – 25 атм.
Сброс воздуха, продувка азотом фреонового контура холодильника
Современные фреоны не причиняют вреда окружающей среде, лишнее принято сбрасывать, опорожняя контур, за окно. Соблюдая меры предосторожности. Понадобится игольчатый захват. Устройство, охватывающее тисками фильтр-осушитель, после зажимным винтом выполняют прокол меди. Узел приходит в негодность, заправляя фреон, принято заменять новым. Выводим шланг наружу, открываем вентиль, ждем, стравливая лишнее давление. Срок эксплуатации холодильника превышает показатели фреонового контура, рачительному хозяину стоит знать порядок выполнения заправки.
Затем производится продувка азотом. Сухой газ помогает удалить оставшуюся влагу, очищая систему. Поскольку надет клапан Шредера, вход газу открыт. Выход – на фильтре-осушителе через игольчатый захват. Убедитесь, что давление азотного баллона ниже отметки 6 атмосфер. Заметив превышение, используйте понижающий редуктор:
- продувайте холодильный агрегат некоторое время;
- перекройте вентиль игольчатого захвата;
- отрезайте фильтр-осушитель в районе капиллярной трубки;
- продуйте повторно.
Обратите внимание, когда будете вести демонтаж старого фильтра-осушителя, фреоновый контур не оставляется вскрытым долее 15 мин. Продувка окончена – берите паяльную лампу, локринги, ставьте новый фильтр-осушитель. Применяя изобутан, запаситесь трехслойным фильтром дегидратации – проверенный способ продлить срок службы холодильника.
Отличительные черты клапана Шредера
Удивительно: отсутствует человеческая статья, описывающая устройство клапана Шредера. Некоторые умники привносят путаницу, предлагая ставить ниппель авто. Прелестно, зачем покупать дорого имеющееся в гараже. Перелопатив гору информации, помещаем первое рунет-объяснение, зачем нужен клапан Шредера. Отличие от ниппеля великое: при создании вакуума извне, распахивается, сбрасывая давление. Можно подключить газовый баллон – пройдет внутрь – вакуумный насос для откачки содержимого фреонового контура. Поток меняет направление без проблем.
Холодильных дел мастерам факт кажется настолько очевидным, забывают объяснить удивительное умение заправочной станции уметь давление создать в системе и вакуум. Просто сервисный патрубок снабжается клапаном Шредера, затем идет процесс по нарастающей. Остается сидеть, ушами хлопать. Говорили, клапан обратный… А он не совсем обратный, точнее говоря, совсем не. Отпадают вопросы, тревожившие ранее, ремонт холодильников Бирюса покажется легким разобравшемуся человеку.
Заправка холодильника через коллектор фреоном
Очередной прелестной чертой обзоров и дилеров становится реклама заправочных станций, часто идущая взаимно вразрез, совершенно упускает рассказать, как работает. Первый вопрос – зачем два манометра? Один измеряет вакуум, фактически показания ниже нуля, как увидим далее. Второй – мало отличается от первого.
Заправочная станция – прибор универсальный, применяют, заправляя кондиционеры. Принято использовать два патрубка:
- Сторону высокого давления компрессора.
- Сторону низкого давления компрессора.
Процесс отличается от методики использования выполняющим ремонт холодильников Норд мастером. Необходимость заправки нового изделия определяют, измеряя разницу температур двух точек, когда открывается вентиль заполнения системы. Два манометра заправочной станции ставят. Пригодится при заправке фреона левый. Манометр низкого давления. Порядок подключения заправочной станции:
- Левый патрубок выходит на клапан Шредера сервисного патрубка компрессора.
- Средний патрубок подключается к баллону фреона, заправочному цилиндру.
- Правый патрубок подключается к вакуумному насосу.
Краны рабочей станции перекрыты, заперты вентили заправочного цилиндра, баллона. Готовы откачать воздух.
Примечание. Считаем, проколотый фильтр-осушитель заменен новым. Для продувки азотом использовался второй клапан Шредера, установленный на фильтре осушителе. Давление атмосферное, насос убран.
Открывайте оба крана заправочной станции, включайте вакуумный насос. Через фиксированное время показания манометра низкого давления (слева) должны упасть до минимума (-30). Можно отключить насос. Закрывайте правый вентиль, ветка больше не понадобится. Учтите: процесс вакуумирования продолжается 15 – 30 минут, исключая продувку азотом. Потрудитесь полностью удалить влагу. Будет выделяться маслом компрессора старый фреон (ждите окончания процесса).
Контроль заправки руководствуется массой, указанной биркой холодильника. Надписан иной тип хладагента – посмотрите дополнительную информацию в интернете. Заправочный цилиндр снабжен метками массы вещества, магазинный баллончик придется взвесить в присоединенном состоянии, после открытия вентиля терпеливо ждать: нужная масса хладагента заполнит контур. Затем вентили перекрываются.
А что же клапан Шредера? Давление фреона по обе стороны захлопнет вентиль, перестанет выпускать, обратится в закрытое состояние. Подошло время пережать сервисный патрубок, отрезать клапан Шредера, запаять щель. Часто людей интересует вопрос следующего плана: часть зашедшего фреона осталась в заправочном шланге… Это действительно неучтенная проблема, никак не обсуждается литературой. Полагаем, заправочная масса на бирке холодильника указана с учетом потерь.
Некоторые сведения о поиске течей фреона в холодильниках
Течеискатели настроены каждый на свою марку фреона. Не пытайтесь обнаружить другие повреждения. Хотелось бы еще сказать, некоторые совмещают продувку азотом с поиском течей, это неправильно. Говорили, что воздуха нагнетается в систему 15 – 25 атм, азот не более, чем до 6. Следовательно, сила утечки будет различная в таких условиях. Экономия технологических операций может выйти боком, когда заправленный фреон через две недели спокойно вытечет. По этому поводу неплохо заметить: после заправки выполняется тестовый пуск холодильника без пережима сервисного патрубка. Стрелка левого манометра должна упасть на нуль.
После работ течеискатель еще раз выполняет свои обязанности. В этом случае лучше перестраховаться, нежели недосмотреть, когда производится починка холодильника собственными руками. Надеемся, читатели теперь не будут пытаться выкрутить ниппель клапана Шредера, стравливая воздух, просто станут использовать деталь по назначению.
Заправка холодильника фреоном своими руками
Холодильник является неотъемлемым помощником в жизни людей. Благодаря этой технике, продукты сохраняются свежими на протяжении продолжительного срока. Со временем или по причине поломки эффективность его работы может резко снизиться. Во многих случаях после ремонта требуется заправка холодильника хладагентом. Процедура достаточно сложная и выполнима только для тех, кто имеет опыт и кое-какие навыки. Своими руками можно попытаться восстановить качество работы этой техники, но результат может быть самым непредсказуемым.
Какую роль в работе холодильника выполняет фреон
Процедура заправки холодильника фреоном затруднительна в том плане, что для выполнения этой работы требуется иметь в первую очередь специализированное оборудование. Не говоря о том, что придется раздобыть и сам хладагент определенной марки, так как вещество производится разное. Универсального средства, чтобы подходило для всех видов холодильной аппаратуры, нет.
ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Перед тем как приступать к ремонту, необходимо четко разобраться, что же такое этот фреон и для чего он применяется. Он представляет собой специальный газ, который хорошо сжимается и также быстро расширяется, тем самым накапливая в себе холод или тепло. Именно свойство хорошей компрессии сделало его эффективным и одним из лучших теплообменных веществ, получившим повсеместное применение.
Решая самостоятельно отремонтировать компрессор холодильника с последующей заправкой в домашних условиях, необходимо знать о многообразии типов и разновидностей теплоносителей. Фреонами называется не конкретный газ с единой химической формулой. Слово описывает целую совокупность химических веществ со схожими свойствами. Вещество это может иметь два атомарных состояния: газ и жидкость. Его отличительной чертой является отсутствие цвета и запаха, то есть, фактически, вы не заметите утечку, если она имела место. Все же из системы в месте разрыва вытекает некая жидкость, которая обладает запахом. Им ее наделяет специальное масло, которое циркулирует вместе с газом. Оно служит для смазывания всех компонентов системы, исключая образование коррозии и иных видов порчи.
Существует как минимум 16 разновидностей фреонов, которые, в свою очередь, можно разделить на 2 категории: хорошо растворимые в неполярных растворах и плохо в воде и неполярных растворителях. В бытовых холодильниках используется хладон R-134a (тетрафторэтан). Он изготовлен на фторуглеродводородной основе, поэтому при попадании в окружающую среду не вызывает никаких негативных реакций в виде истощения озонового слоя или вреда для здоровья человека. Все-таки пить его крайне не рекомендуется, потому что он вызовет непредсказуемые реакции в организме.
Применение именно этого вещества в качестве хладагента обусловлено его сверхнизкой температурой кипения. Он начинает испаряться уже при -26,3 градуса по Цельсию. Благодаря этому свойству, он легко сжимается и быстро расширяется, перемещая тепло из рабочей зоны на радиатор. Чтобы не ошибиться с типом используемого фреона, следует предварительно изучить ярлычок на компрессоре. На нем каждый производитель указывает всю необходимую информацию.
Причины утечки хладагента
Заправка холодильника хладагентом чаще всего требуется при нарушении герметичности. Все же стоит перечислить максимальное количество возможных причин возникновения этого неприятного дефекта:
- Разгерметизация контура в результате разрушения припоя в месте сварки труб. Особенность любой подобной системы заключается в том, что все ее детали изготавливаются из межи, а соединяются между собой исключительно сваркой или пайкой. Своими руками выполнить такие работы будет крайне сложно, все же такую вероятность не стоит упускать, если имеется желание и принадлежности. Нередко на место образования отверстия или трещины скапливается иней, и появляются капельки того самого масла.
- Нарушение целостности системы по причине повреждения или замены одного из компонентов системы. Например, самого компрессора, осушителя, одного из патрубков или клапана, в зависимости от конструкции холодильного оборудования. Их на данный момент существует как минимум несколько.
- Замена после длительной эксплуатации и проведения комплексного обслуживания всех соединений и магистральных участков. Многие владельцы подобной техники заметили интересную закономерность. После 6-10 лет работы в отсутствии видимых причин утечки холодильник хуже холодит. Учитывая срок эксплуатации, чаще всего возникает мысль купить новый, а старый отправить на свалку.
Кроме утечки, заправка холодильника может потребоваться при загрязнении капиллярных трубок. Казалось бы, что может стать причиной засора в заведомо герметичной среде? На самом деле, причин такого явления за всю историю ремонта подобной техники выявлено 2. Одной из них является замерзание попавшей влаги. Точнее, она там могла быть изначально и проникла вместе с маслом или некачественным фреоном на заводе-производителе. Второй является загрязнение частицами отработанного масла, а точнее, тем, что в нем плавает.
Компрессор представляет собой мотор, в котором имеется поршневая группа. В процессе работы происходит постоянное трение деталей, сопровождаемое образованием металлической пыли. Она то и становится причиной засора. В таком случае выполняется намеренная разгерметизация системы для заправки хладагентом после выполнения прочистки всех капиллярных трубочек.
Подготовительные работы
Решая заправить холодильник в домашних условиях хладагентом, необходимо выполнить подготовительные работы. Они заключаются в приобретении всего необходимого оборудования и приспособлений. В частности, для выполнения диагностики и самой процедуры заправки фреона необходимы следующие материалы и инструменты:
- Хладагент R134a. Он реализуется в баллонах по 5 л. Они оснащены атмосферным вентилем для удобства выполнения заправки.
- Инструменты. В их числе должен быть ключ на 10-14 для откручивания обжимных гаек, ножовка по металлу для обрезки сервисного патрубка и прочее.
- Так как ремонт может затянуться на неопределенный срок, то все продукты из холодильника лучше сложить в прохладное место и максимально изолировать от тепла.
- Необходимо установить факт утечки и найти само место повреждения контура, потому что заправить можно и 10 раз, но все попытки будут безрезультатными.
- После обнаружения конкретной причины утечки и ее устранения можно приниматься к заправке. Если у вас имеются сомнения на счет самостоятельного выполнения данной процедуры, то стоит обратиться к профессионалам.
Меры безопасности
Одним из самых важных требований, которые необходимо выполнить перед тем, как заправить холодильник фреоном в домашних условиях, является безопасность. Используемый в бытовых холодильниках фреон не является опасным для окружающей среды, но его попадание в глаза или на слизистую ротовой полости опасно. Поэтому работы следует выполнять в перчатках и беречь лицо от брызг. Если масло попадет на кожу, то его нужно смыть обильным количеством воды и мыла.
Порядок выполнения работ по замене фреона
В наличии имеется все оборудование и инструменты? Тогда можно приступать к процедуре заправки хладагента, но важно следовать данной инструкции, чтобы не натворить дел. На самом деле, она не такая сложная, как кажется на первый взгляд.
Шаг 1. Диагностируем проблему самостоятельно
ПОМНИТЕ!
Хладагент является также смазкой, благодаря которой обеспечивается нормальная стабильная работа оборудования. Важна не только смазка, потому как самим теплоносителем является фреон – газ, растворенный в масле. Его недостаток или полное отсутствие вредит оборудованию, из-за чего через некоторое время компрессор гарантированно выйдет из строя.
Перед выполнением заправки фреоном холодильника необходимо диагностировать причину снижения его давления. Выполнить эту процедуру можно несколькими способами. Прежде стоит проверить явно видимые дефекты:
- повышение температуры в камерах;
- увеличилась частота включений компрессора;
- двигатель вовсе работает постоянно;
- в камерах постоянно имеется конденсат;
- появился нехарактерный для нормальной работы запах;
- на испарителе постоянно накапливается большое количество снежных образований.
Удаление наледи при мытье холодильника следует выполнять крайне осторожно, потому как трубки в испарителе очень тонкие, и изготовлены из алюминия. Любым стальным ножом или иным приспособлением их можно проткнуть. В таком случае утечка наблюдается сразу же после повреждения.
Если утечку не видно, но она имеется, то можно проверить целостность системы при помощи сжатого воздуха. Для этого необходимо отрезать сервисный патрубок, который отходит от компрессора, и подключить к нему внешний насос с манометром. Учитывая, что часть системы изготовлена из медных, а другая из алюминиевых трубок, в систему следует нагнетать не более 15 атм.
Проверить показания манометра через 2-3 часа. Если давление упадет, то в системе имеется пробоина, которую необходимо отыскать. Следующим шагом будет намазывание мыльного раствора на все соединения. Он должен быть настолько концентрированным, чтобы мог покрыть металл сплошной оболочкой. В месте образования трещины или иного дефекта начнется обильное образование пузырей.
Шаг 2. Подготовительные работы перед заменой
Если вы решили заправить фреон в холодильник своими руками, то первым делом устраните пробоину. Для этого потребуется или переобжать резьбовое соединение с заменой прокладки, или запаять место пробоя, установив муфту. Для пайки может потребоваться мощный паяльник не менее 150 Вт, чтобы прогреть тонкие трубки, полуавтоматическая сварка или горелка с насадкой для создания тонкого языка пламени.
Одновременно с ремонтом выполните промывку системы циркуляции фреона холодильника, потому что во время работы масло теряет свои смазывающие свойства. Также в нем образуются твердые скопления в виде налета на трубках и в различных элементах. Более крупные частицы остаются в осушителе, поэтому достаточно отпаять эту деталь для промывки. Более мелкие и легкие отправляются в компрессор и засоряют его.
Шаг 3. Удаляем остатки хладагента
В системе циркуляции фреона всегда остается некоторая часть теплоносителя, поэтому перед заправкой нового необходимо удалить оставшийся хладагент. Для этого в системе имеется такой элемент, как фильтр-осушитель. В нем необходимо проделать небольшое отверстие под атмосферный вентиль. Он необходим для продувки системы, которую следует выполнять в течение 10-15 минут. После осуществления данной процедуры необходимо удалить фильтр и продуть системы повторно, только после этого на его место устанавливается новый.
На следующем этапе требуется подготовить место для монтажа клапана. Он устанавливается на компрессоре на специальный отвод. Через образованное отверстие в осушителе фреон должен выйти наружу. После того как упадет последняя капля, продуть все элементы азотом, так как в воздухе содержится влага, которая принесет с собой вред.
Заправка осуществляется через клапан Шредера, к которому подключается внешний насос, подклеенный к баллону с фреоном. Затвор необходим для того, чтобы исключить отток хладагента. При заправке баллон рекомендуется перевернуть и установить на весы, так как весь объем из емкости не потребуется.
Шаг 4. Выполняем закачку фреона
Когда необходимо заправить холодильник фреоном своими руками, нужно как-то контролировать количество закатываемого в систему газа. Делать это можно по весам или при помощи специального распределителя и двух манометров. В комплекте оборудования для этой задачи имеется все требуемое. В частности, приспособление с двумя шлангами и двумя стрелочными приборами. Один синий, по нему контролируется давление всасывания. И красный, он показывает давление нагнетания.
Желтый шланг подключается к баллону, синий − к месту, через которое будет загоняться газ, а красный − в самой дальней точке для контроля. На последнем шланге обязательно устанавливается клапан Шредера. Оба вентиля на шлангах должны быть перекрыты до подключения к баллону. Они открываются только после присоединения ко всем точкам. В последнюю очередь открывается кран на емкости с фреоном.
Заправляем холодильник фреоном в несколько этапов:
- Сначала открываются краны на синем и красном шлангах и дожидаются поднятия давления до 0,5 атм.
- Затем необходимо включить компрессор на 30 секунд, а на место баллона подключить вакуумный насос. Он должен работать в течение 10 минут.
- После удаления воздуха вновь подключается баллон и продолжается заправка.
- Одновременно контролируется давление. Если оно не падает, то патрубки, к которым подключались шланги, перегибаются и запаиваются.
- Сервисный отвод герметизируется только после тестового пуска системы.
Стоит ли выполнять заправку холодильника своими руками
Как видно из описания, заправка холодильника фреоном является достаточно сложным процессом. Выполнить ее можно только при наличии под рукой специального оборудования. Стоит оно дорого, поэтому лучше воспользоваться арендой. Что касается самой процедуры, то выполнить своими руками ее вполне реально, но важно следовать инструкции.