Деревянные фигурки животных для интерьера сада: инструкция по резьбе и раскрашиванию

Деревянные фигурки – основные виды. Контурные, точеные и объемные поделки. Разметка и выпиливание

Много различных элементов интерьера стали доступными в последнее время. Дизайнеры тратят значительное количество времени на выбор подходящих видов отделочных материалов, красителей, мебели. Одним из вариантов интерьерных деталей являются деревянные фигурки для раскрашивания, которые можно легко вписать в то или иное цветовое пространство.

Расписные лошади из дерева

Виды деревянных фигурок

Изделия из дерева, натурального природного материала, находят широкое применение. Ряд предприятий предлагают пользователям готовые фигурки, которые можно использовать как для творчества взрослых, так и для развития малышей.

Все деревянные образцы для росписи можно разделить на следующие группы:

  1. Контурные плоские изделия – представляют собой выполненные из тонких деревянных дощечек, фанеры или шпона изображения людей, транспортных средств, животных. Толщина деталей не превышает 5 мм. Они применяются для изготовления накладных жанровых композиций.
  2. Плоские контурные фигурки большой толщины, изготавливаемые из древесины различных пород, могут использоваться для создания неподвижных композиций, для настольного детского театра.
  3. Объемные изделия , изготовленные на токарном станке, исстари используются на Руси. Один из наиболее распространенных видов подобных поделок – русская матрешка. В отличие от нее современные варианты оснащаются конечностями, отдельными дополнительными элементами.
  4. Резные объемные изделия являются высшим достижением деревянной скульптуры. Если предыдущие виды могут быть изготовлены практически каждым пользователем, имеющим в распоряжении такие доступные инструменты, как лобзик ручной и электрический, простой заводской или самодельный токарный станок, то для выполнения скульптур наличия необходимого оборудования недостаточно. Необходим художественный вкус, чувство пропорции, талант, наконец.

Резная статуэтка «Лев»

Делаем контурные фигурки из дерева

Вместо покупки многие фигурки из дерева вполне возможно изготовить своими руками. Для этого понадобится простейший инструмент – ручной лобзик, несколько кусочков березовой фанеры толщиной 4-6 мм и прилагаемая инструкция.

Плоская фигурка рыбки

Разметка

Первый этап работ – разметка контурного рисунка на поверхности заготовки. Сделать это можно тремя способами – более простыми и сложным:

№ п. п.СпособОписание
1Нанесение рисунка с помощью принтераДля этого способа достаточно подобрать любой контурный рисунок животного, человека, насекомого, птиц и распечатать его на принтере. Далее остается лишь приклеить лист с рисунком на фанеру и выполнять выпиливание.
2Разметка по шаблонуДля данного способа необходимо иметь готовую плоскую фигурку, изготовленную из фанеры, картона, листового пластика. Имеющуюся в наличии деталь прикладывают к фанере и обводят ее по контуру карандашом.
3Нанесение рисунка вручнуюЭтот способ позволяет получить уникальную авторскую фигурку, не похожую на все остальные. Контур деталей наносится вручную, рисуется непосредственно на поверхности заготовки.

Выпиливание

Для работы с ручным лобзиком лучше использовать готовый или самодельный выпиловочный столик, представляющий собой прямоугольную деталь из фанеры толщиной 15 мм с треугольной выемкой на одной из коротких сторон. Крепят его к столу с помощью струбцины.

Выпиловочный столик с ручным лобзиком.

На закрепленное приспособление укладывают лист материала и выпиливают фигурки, перемещая рукоятку лобзика в вертикальной плоскости вверх-вниз.

Обратите внимание! При необходимости криволинейных пропилов поворачивать следует не инструмент, а заготовку, плавно вращая ее в ту или иную сторону в горизонтальной плоскости. Внутренние полости выпиливают, вставляя пилку в предварительно просверленное отверстие диаметром 2-3 мм.

Вместо ручного лобзика можно использовать лобзиковый станок.

После изготовления изделия все кромки и обе поверхности необходимо тщательно обработать наждачной бумагой № 100 или 120. При необходимости их покрывают росписью гуашевыми красками и лакируют. Вместо плоских изделий возможно изготовление объемных фигурок из нескольких выпиленных деталей.

Фото динозавра из плоских фанерных деталей

Точеные поделки в интерьере

Покупка токарного станка для разовых поделок не оправдывает себя. Если вы решили попробовать свои силы в точении древесины, советуем изготовить его самостоятельно. В качестве привода можно использовать любой электродвигатель на 220 вольт, а так же имеющиеся в вашем распоряжении бытовые инструменты – электродрель или болгарку.

Вариант токарного станка на основе дрели

Для закрепления заготовки в самодельном токарном станке необходимо:

  1. На одном ее торце выполнить пропил по диагонали на глубину не менее 20 мм.;
  2. На втором торце точку пересечения диагоналей наколоть шилом. В это отверстие ввинчивается шуруп через жестко закрепленный брусок в правой части приспособления. Сам винт должен свободно вращаться в нем.
  3. Для передачи вращения используйте перовое сверло, хвостовик которого фиксируют в патроне дрели. Само перо вставляют в пропил в заготовке. При точении она должна быть прочно зафиксирована во избежание вылета.

На первых порах для точения древесины достаточно использовать несколько стамесок:

  • плоская косая применяется для точения конусов и шаров;
  • плоская полукруглая для получения закруглений с внутренним радиусом;
  • вогнутая полукруглая для черновой обработки – придания цилиндрической поверхности.

Имея указанные инструменты и большое желание, а также определенное количество фантазии, несложно получить различные точеные поделки, которые могут быть использованы для интерьера не только детских комнат.

Фигурки из дерева, изготовленные токарным способом

Объемные деревянные фигуры

Одним из наиболее перспективных вариантов декорирования интерьера является использование объемных поделок – масок, ваз, фигурок животных и людей. Для этого применяют древесину различных пород, как мягких – липа, осина, так и более твердых – береза, дуб, бук. Во все времена мастерство скульпторов по дереву ценилось очень высоко, и сегодня цена на их изделия составляет десятки тысяч рублей.

Профессиональные резчики имеют в своем арсенале до сотни инструментов и ювелирно владеют ими. Резьба по дереву фигурки кошки или гнома может выполняться как вручную, так и механически. Даже цепной пилой некоторые мастера умудряются получать произведения искусства.

Вариант деревянной скульптуры для сада

Обратите внимание! При желании попробовать свои силы не замахивайтесь на великое, начните с простых статуэток. Как вариант, попробуйте разглядеть и выделить из банальной ветки дерева змею, дракона, ящерицу. Работать можно одним ножом-косяком, заточенным по образцу сапожного ножа.

Подведем итог

В рамках статьи нами дан обзор возможных вариантов изготовления деревянных фигурок для дома и сада, описаны основные способы и даны некоторые рекомендации начинающим.

В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки (М. Д. Ильяев, 2011)

Резная миниатюра представляет собой объемную скульптуру размерами от 1 до 13 см. Делать это лучше при помощи специальных инструментов, хотя также можно использовать обычный нож для объемной резьбы. Конечно, это не очень удобно и достаточно затратно по времени.

Выбор материала

Для резных миниатюр вы можете использовать разные породы дерева, среди которых популярны следующие:

  • печеная береза;
  • кипарис;
  • яблоня и пр.

Вам повезло, если в руки к вам попадет лесной орех или лещина обыкновенная. Даже такие породы, как черный палисандр, самшит и эбен не следует сбрасывать со счетов, хотя резьбе они поддаются с трудом.

Именно твердые породы прощают резчику-новичку неточные движения, в то время как поделки из мягкой древесины можно запросто загубить любым небрежным резом.

Подбор материала

В соответствии с замыслом следует подбирать и дерево для работы. От его качества полностью зависит конечный результат, поэтому сразу исключите материалы с рыхлыми структурами и отдавайте предпочтение следующим вариантам:

  • липа – один из лучших вариантов для начинающих мастеров, фигурки из дерева данной породы выполнить легче, благодаря мягкой структуре материала, отлично поддается обработке, часто используется для небольшой пластики и орнаментов;
  • осина – схожа по основным характеристикам с липой, еще один хороший вариант для изготовления небольших фигурок;
  • сосна – может слоиться, но, если расположить ее годичные кольца правильно, изделие будет выглядеть особенно эффектно;
  • клен – отличается хорошей плотностью, обработать такую древесину немного сложнее, но из нее особо хорошо получаются миниатюрные фигурки животных, из дерева данной породы часто изготавливают шахматы;
  • дуб – особенно хорош, плотная древесина плохо поддается обработке, но качественно отполированная и покрытая лаком смотрится привлекательно, изделия из данного материала отличаются высокой стоимостью.

Все эти породы дерева мягки в обработке, они не затупят инструмент и позволят изготовить изделие любой формы. Главное, что следует учитывать при выборе материала, – это его качество, он должен быть целым, сухим, не поврежденным гнилью и жуками.

С чего начинают?

Итак, материал подготовлен, инструмент наточен, а значит можно начинать резьбу. Первым делом в руки надо взять карандаш, а не нож. На листе бумаги следует набросать один или несколько эскизов фигурки. При этом не переусердствуйте и не проявляйте чрезмерные художественные таланты. Просто сделайте простые контурные наброски.

После выбора понравившегося варианта нужно снова взять в руки карандаш. На этот раз он потребуется для нанесения на заготовку контуров. Учтите, что делать этот при работе нужно будет неоднократно. Чтобы линии были лучше заметны, обведите их фломастером.

Детальная проработка

Когда на руках оказалась готовая форма, снова пригодятся эскиз и карандаш. Теперь на готовую болванку нужно нанести детальный рисунок. Исходя из него, начинается ювелирная работа резчика. Перед началом работы каждый мастер затачивает все инструменты. Заточка производится под внимательным оком мастера. На наждачном круге затачивается полотно с обеих сторон. При заточке лезвие опускается в воду, остужается, затем вынимается, дальше продолжается заточка с капелькой воды на самом кончике лезвия. Нужно внимательно следить за ней, так как когда она испаряется, это говорит о том, что лезвие вновь пора опускать в воду.

После делается доводка лезвия на алмазном круге или корундовом, при этом вал вращается в обратную сторону от инструмента. И, наконец, нужно править острие с помощью войлочного или кожаного круга, смазанного пастой ГОИ. Как можно увидеть на представленных в статье фото, фигурки из дерева своими руками можно обрабатывать как ножом, так и целым набором инструментов. По рисунку вырезается контур основы фигурки, затем детально прорабатывается стамесками и остальными резаками.

Приступаем к резьбе

В зависимости от степени сложности фигуры надо выбрать подходящий инструмент и начать работу. По контуру следует сделать срез. При необходимости снова нанесите контур и сделайте срез. Затем еще и еще, до тех пор, пока заготовка не примет нужную форму.

На следующем этапе надо начать постепенно вырезать мелкие детали. Если вы сомневаетесь в том, что вам удастся сделать это без предварительной разметки, не рискуйте, а снова используйте фломастер или карандаш, а затем продолжайте резать.

После прорезания всех деталей фигурки нужно слегка зачистить изделие наждачкой, а затем покрыть подсолнечным маслом или сварить в нем. Масло полимеризуется, и деревянная поверхность получит надежную защиту от грязи и влаги.

Читайте также:  Делаем теплый пол под наливное покрытие и выбор системы обогрева пола

Подготовительный этап

Перед тем как вырезать из дерева фигурку, следует определиться с ее внешним видом. Идеи могут быть разными. Порой образ возникает после прочтения интересной книги, похода на фильм или выставку, а большое количество информации может привести к созданию собственной оригинальной идеи. Учитывается и вариант полного копирования уже созданных мастерами работ.

Идея требует создания эскиза. Его можно воплотить на бумаге в виде незамысловатых набросков. Рекомендуется учитывать размеры и четко намечать детали. Это значительно упростит процесс и позволит сделать его поэтапным. Уже опытные мастера начинают работу с непосредственной обработки дерева, изделие с простыми формами требует минимальной детализации и выполняется гораздо проще.

Обработка дерева

Завершенный вид деревянные фигурки обретут после тщательной обработки. Существуют разные способы, в зависимости от того, какой материал вы используете для покрытия дерева. Это могут быть:

  • морилки;
  • лаки;
  • масла и пр.

Морилка

Береза, ель, липа, осина, клен и тополь нуждаются в дополнительной тонировке, поэтому лучше покрывать их морилкой. Отметим, что морилок существует очень много, начиная анилиновыми красителями, которые можно найти в продаже, и заканчивая средствами из аптечки – марганцовкой и йодом, разведенными в воде.

Рецептом приготовления морилки в домашних условиях очень много. Их можно запросто найти в руководствах и справочниках для плотников и столяров. Ниже мы рассмотрим примеры наиболее доступных из них.

Водную морилку можно сделать, налив в небольшую емкость (например, стаканчик от йогурта) воды дол половины, а затем добавив в него несколько капель йода. При помощи белой чистой бумаги и кисточки проверьте получившийся цвет. Если тон ненасыщенный, добавьте еще йода и добейтесь подходящего оттенка.

Один слой такой морилки придаст изделию медово-желтый цвет. Три-четыре слоя придадут поверхности оранжевый, охристый цвет. Таким же способом приготавливается коричневая морилка, но вместо йода используют марганцовку.

Для приготовления спиртовой морилки вам потребуется недорогой растворимый кофе. В стакан от йогурта насыпьте столовую ложку напитка и растворите его столовой ложкой кипятка. Долейте стаканчик спиртом до половины и тщательно перемешайте.

Такой морилкой вы можете покрывать объемную резьбу или доски с рельефами. Если вы покроете водной морилкой рельефную доску, у вас могут возникнуть проблемы: дерево иногда выгибается после просушки. Для возвращения материалу формы доску снова нужно смочить водой и перевернуть. Древесина выправится, но не перестарайтесь с водой. Обилие воды выгнет дерево в обратную сторону – учтите это.

Морилка на практике

Чтобы научиться использовать морилку, возьмите доску с рельефом и нанесите на нее первый слой средства. После высыхания морилки вы увидите, что в местах, где изделие было плохо обработано шкуркой или где остался нечистый рез, появились шероховатости. Такое явление называют поднятием ворса. Уберите его шкуркой или срежьте.

Нанесите еще один или несколько слоев морилки. Не смущайтесь – когда состав высохнет, морилка потеряет цвет. когда будете обрабатывать фигурку лаком или подсолнечным маслом, цвет восстановится.

Полностью подсохшее изделие покройте подсолнечным маслом. Оно может выявить ваши недоделки, но не пугайтесь. В местах нетщательной обработки поверхность может побелеть. Дошкурьте и дорежьте.

Подсолнечное масло не защищает изделие от влажности, поэтому покройте фигурку лакоми ли сварите в масле.

Лаки бывают разными:

  • масляные;
  • пентафталевые;
  • нитролаки и пр.

Важно, чтобы состав был бесцветным. Магазинный лак, как правило, имеет густую консистенцию, похожую на кисель. Его следует разбавлять простым растворителем до водообразного состояния.

Для пентафталевого лака нужно использовать скипидар вместо растворителя, для нитролака ацетон. Существуют также особые растворители. Для определения, какой именно вам требуется, читайте этикетку на бутылке.

Небольшую фигурку вы можете окунуть в лак, а на большое изделие нанесите лак жесткой кисточкой или поролоновым тампоном. Не забывайте, что нитролак нельзя наносить тампоном, так как он просто растворится.

Обрабатываем маслом

В масле варят обычно твердые вязкие породе древесины:

  • береза;
  • груша;
  • яблоня.

Березовую сувель после варки получает коричневые разводы, отливающие золотом. Слива, сваренная в масле, становится похожа на черное дерево.

Варить фигурку в масле очень просто. Масло ставят на огонь и разогревается в течение пяти минут, а затем в него опускают поделку. Там она должна плавать до готовности. Если фигурок много, варите их отдельно друг от друга, меняя масло. В противном случае, масло может загореться и вызвать проблемы.

Продолжительность варки может быть различной – от 5 до 25 минут. Все зависит от того, чего вы хотите получить в результате. Важно придерживаться одного правила: чем дольше варите дерево, тем оно темнее станет. Лучше не засекайте время, а следите за изменением цвета. Получив нужный результат, вытащите фигурку и начните варить новую.

Сваренные фигурки снова обработайте наждачкой, доведя поверхность до блеска.

Необходимый инструмент

Перед тем как вырезать из дерева фигурку, необходимо подобрать качественный инструмент. Данный материал при желании можно обработать и при помощи обычного перочинного ножа. Но гораздо проще и приятней работать рядом специализированных приспособлений.

  • Резак – это основной инструмент для всех работ, отличается скошенным коротким лезвием (36 градусов) и применяется для первоначальной грубой обработки.
  • Косяк помогает сформировать нужного вида орнамент, подходит для работ на плоскостях, лезвие обычно скошено на 60 градусов.
  • Стамески – здесь вариантов несколько, они могут быть угловыми, полукруглыми и плоскими, позволяют качественно обработать фигурки из дерева, создавая на них углубленный рельеф.
  • Клепики – важный инструмент для труднодоступных мест, отличается острым окончанием, позволяющим проработать даже самые мелкие детали.

Помимо основного набора, стоит запастись шлифовальной машинкой, рашпилями, буравчиками, дрелью с рядом насадок и пилой. Все эти инструменты значительно облегчат работу и позволят воплотить в жизнь даже самую замысловатую идею.

Когда не нужна морилка

Существуют случаи, когда необходимости в использовании морилки нет:

  1. Если фигурка вырезана из ценной или красивой породы древесины. Например, кипарис можно лишь покрыть лаком. В крайнем случае, когда требуется более яркий тон, можете покрыть изделие маслом.
  2. Не наносите никаких покрытий на эбеновое черное дерево, так как вы испортите материал. Просто обработайте изделие, отполировав сухим хвощом.

Помните, что не нуждающиеся в морении поделки надо сразу обработать маслом, которое усилит цвет древесины и подчеркнет текстуру.

Рабочий процесс

Подготовив все необходимое, можно приступать к такому ответственному занятию, как резьба по дереву. Фигурки начинаем мастерить с изготовления черновой заготовки, при помощи карандаша наметьте основные части будущего изделия, обрежьте излишки, оставив лишь небольшой запас древесины по краям. Опытные мастера не снимают все излишки сразу, с ними удобней держать фигурку в нужном положении.

  1. В полученной простой фигуре делаем небольшие пропилы, это наметка для последующих работ (туловище, конечности, голова).
  2. Используя резак, начинаем формировать нужные части заготовок, плавно обрезая углы и с каждым разом снимая стружку все тоньше.
  3. Дополнительными резцами формируем все мелкие детали, добиваясь полного сходства с эскизом.
  4. Приступаем к тонкой резьбе, наносим контуры будущих элементов, качественно прорабатываем все углубления. Чем меньше будут фигурки из дерева, тем сложнее будет проработать на них мелкие детали, поэтому для начальных работ стоит подбирать более крупные и простые эскизы.

Уделите особое внимание этапу обработки, именно от него будет зависеть долговечность выполненного изделия. Тщательно отшлифуйте поделку мелкой наждачной бумагой, стараясь не смазать рельефность, нанесите морилку или другое средство для обработки дерева. Сверху фигурка покрывается лаком, защищающим ее от влаги.

Заключительная обработка фигурки

Фигурки из дерева, обработанные стамесками, не считаются законченными. Шероховатости и неровности остаются даже при самой тщательной обработке. Иногда при работе на изделии появляются трещины. Все это нужно зашпаклевать. Шпаклевку можно приготовить самостоятельно из мелких опилок и клея ПВА. Место заделывания нужно промазать олифой, подсушить примерно 6-8 часов, только после этого тщательно замазать трещины и оставить еще на сутки-двое. После этого сначала выровнять заделанные места, а уже затем шкуркой зачистить все изделие. При желании изделие можно обжечь с помощью газовой горелки или паяльной лампы.

В таком случае изделие приобретает теплые натуральные древесные оттенки. Можно использовать морилку или специальные текстурно-лаковые смеси, которые предохраняют древесину от поражения паразитами и агрессивной окружающей среды. Несколько слоев лака, распределенных и высушенных по технологии, предлагаемой его производителем, придадут благородный блеск изделию и позволят сохранить изделие как можно дольше.

Если сразу не получилось сделать задуманную фигурку, стоит снизить планку и начать с более простого. Мастерство постигается постепенно, от простого к сложному. Через некоторое время нужные навыки будут наработаны, и дело станет настоящим хобби.

Вдохните в дерево жизнь: техника реалистичной резной скульптуры

Скульптурная резьба по праву считается вершиной резчицкого искусства. К технике создания объемных фигур наиболее логично переходить после уверенного освоения рельефной резьбы, которую можно рассматривать как своеобразную промежуточную ступень. В представленном материале мы расскажем о базовых принципах скульптурной резьбы по дереву, сделав это на примере работы американской художницы Леи Вахтер.

Чем для новичка удобен именно этот проект? Во-первых, он имеет относительно простой алгоритм резьбы, при этом сама работа выглядит очень эффектно. Во-вторых, здесь используется базовый набор инструментов, с которым в дальнейшем придется иметь каждому резчику, решившему заняться скульптурой. И, наконец, этот проект дает возможность познакомиться с техникой текстурирования шерсти. Освоить данный прием – особенно важно для начинающих, так как к нему придется постоянно обращаться в дальнейшем, создавая скульптуры животных в объемной резьбе по дереву.

Начните с переноса рисунка на липовую заготовку. На ленточной пиле или лобзиковом станке вырежьте основу по внешним контурам схемы бокового и верхнего видов. Прочертите осевую линию, которая поможет сохранять симметрию в процессе резки.

Используя богородский нож, симметрично скруглите тело кролика: от хвоста до основания ушей (фото 1). Затем переходите к проработке подбородочного угла: отделив нижнюю челюсть от тела. Длинными продольными движениями ножа придайте лицу коническую форму. Режьте симметрично, ориентируясь на центральную линию (фото 2).

Займитесь проработкой хвоста: скруглите его, частично отделите от тела и придайте ему заостренности (фото 3). Продолжайте симметричное скругление тела. Используя карандаш, постоянно перерисовывайте рабочие линии, которые помогут придерживаться правильных пропорций.

Переходите к черновой проработке задних лап. С обеих сторон заготовки нарисуйте схематические контуры; ориентируйтесь на осевую линию, дабы убедиться, что они равны по форме и размеру. Сделайте ножом глубокие надрезы вдоль линий. С помощью узкой прямой стамески с каждой стороны скульптуры удалите древесину выше контура задних лап, создав выраженный полуобъем (фото 4).

Переходите к черновой проработке передних лап. Нарисуйте рабочий контур и отделите его от основной части тела, сделав прямоугольный выступ (фото 5).

Читайте также:  Диваны «Атланта» от фабрики «Много мебели»

Используя все тот же богородский нож, проработайте складки на задних и передних лапах, сделав их контуры более детализированными (фото 6).

Переходите к проработке глаза. Вырежьте симметричные полусферы. Эти круги должны быть пропорционально больше, поскольку в дальнейшем на них будут вырезаться глаза и веки. Нарисуйте контур мордочки и задней части щеки (фото 7).

Детализируйте рельеф лица по очерченным контурам мордочки и щек. Часто меняйте стороны, чтобы сохранять симметричность резьбы (фото 8).

Закончив детализацию лица, переходите черновой резьбе ушей. У нашей скульптуры уши расположены не на одном уровне, что придает ей еще более реалистичную пластику. Чтобы добиться этого эффекта, по предварительно нанесенной штриховке срежьте прямой стамеской заштрихованную часть дерева (фото 9).

Отделите уши друг от друга, сделав серию V-образных надрезов. Разделение должно быть глубоким, но не широким (фото 10).

Ориентируясь на шаблон, придайте задней части ушей нужную форму. Заштрихуйте контур ущных полостей и выберите их с помощью церазика – небольшой полукруглой стамески (фото 11). Работайте осторожно и медленно. Не забывайте чередовать стороны, чтобы резьба по дереву была симметричной, а сама скульптура сбалансирована.

Переходите к детализации пальцев на передних и задних лапах, используя основной инструмент – богородский нож (фото 12). Завершите формирование очертаний хвоста (фото 13).

Детализируйте форму глаза, сформировав нижнее и верхнее веко (фото 14). По нанесенным контурам сделайте мелкую проработку рельефа носа и рта (фото 15).

Как и в классической богородской резьбе по дереву текстура меха на этой скульптуре создается с использованием мелкого штихеля. Данный процесс требует определенной усидчивости, терпения и аккуратности. Углубления, имитирующие структуру шерсти, желательно создавать по предварительно нанесенной разметке. Единственными нетекстурированными зонами на скульптуре оставляют уши, мордочку, кончики лап и веки.

Закончив этот этап, смените штихель на уголковую стамеску с шириной лезвия 6 мм и вырежьте на груди отельные области, создав таким образом на грудке своеобразные клочки шерсти (фото 16).

Отшлифуйте заднюю часть ушей, используя свернутые кусочки мелкозернистой наждачной бумаги (фото 17).

Подготовьте скульптуру к окрашиванию, тщательно почистив ее зубной щеткой. Для раскрашивания можно использовать акриловые или масляные краски для живописи.

Основную часть шерсти выдерживают в светло-коричневом тоне. Мордочка, грудь, полость ушей и область вокруг глаз – темно-серая (фото 18). Глаз закрашивают черным. Светло-розовым цветом окрашивают кончик носа, а также заднюю и внутреннюю часть ушей (фото 19).

Принцип создания бликов и теней при раскрашивании фигур стандартен. Для начинающих мастеров, осваивающих объемную резьбу по дереву, отработать этот прием особенно важно. Его можно выгодно использовать, создавая любые работы в объемной резьбе по дереву: животных, людей, садовые скульптуры и пр. Игра света и тени способна делать фигуры более реалистичными и эффектными.

Используя светло-черный цвет, сделайте тонкой кистью штрихи на всех углублениях животного: в складках шеи, передних и задних лап, ушей, хвоста и т.д., чтобы создать на скульптуре реалистичную тень (фото 20). Промокните избыток краски бумажным полотенцем.

Смешайте белую и коричневую краски, добившись светло коричневого тона (на порядок светлее, чем основной цвет шерсти). Нанесите блики на наиболее выступающие места скульптуры: щеки, задние и передние лапы, спину животного (фото 21). Для создания дополнительного блеска закрасьте глаза кролика прозрачным акрилом.

Вырезание фигурок из дерева

Фигурная резьба по дереву по праву признана наиболее трудной в данном виде искусства. Различные фигуры животных из дерева станут украшением для любого участка. Поэтому создать фигуры из дерева своими руками задача не из простых, но вполне выполнима. Ведь можно украсить свой дачный участок персонажами из любимых детских сказок и мультфильмов. Для создания таких декоративных элементов, потребуются разные инструменты для резьбы, хорошее воображение и обязательно, усидчивость.

Инструменты и фурнитура.

Дерево – материал, легко поддающийся обработке, но все-таки, для того, чтобы сделать статуэтки из дерева, лучше использовать специальные инструменты, работать которыми будет проще.

  1. Резак. Нож, имеющий укороченное и скошенное лезвие. Является основным инструментом, так как, используется для обработки, как крупных, так и мелких деталей, и для резьбы в труднодоступных местах.
  2. Нож-косяк. Нож, имеющий также короткое лезвие. Применяется он для создания орнамента.
  3. Стамески. Необходимы они для формировки углублений на будущем изделии. По своей форме они могут быть: плоскими, полукруглыми, загнутыми.
  4. Стамески-клепики. Имеют копьеобразное лезвие, и используются для создания мелких деталей.

Особенно удобны они для работы в труднодоступных местах.

Это основные инструменты, которые необходимы на первоначальном этапе. Но помимо этого, необходимы будут еще некоторые устройства:

  • дрель (при необходимости, для создания сквозных отверстий),
  • шлифовальная машинка,
  • пила (для создания заготовок),
  • наждачная бумага и рашпили (для обработки изделия на завершающем этапе).

Чтобы конечный результат получился как можно качественнее, и выглядел презентабельно, необходимо для работы необходимо правильно подобрать материал.

Для начала необходимо определиться, какого размера будут будущие фигурки из дерева. Если планируется фигурку сделать небольшого размера, то подойдут сучки и некрупные бревна. А если же в планах скульптура более масштабная, то свой выбор лучше остановить на крупных массивных бревнах. Стоит обратить внимание, чтобы заготовки не имели повреждений и сколов.

Мастера с опытом, советуют для начинающих, использовать бруски прямоугольной формы, поскольку на них легче всего переносится изображение.

Касаемо выбора самого дерева, то наиболее часто используются следующие:

  • Липа. Легко поддается резке, а ее структура не имеет выраженного рисунка. Поэтому переносить будущее изображение на нее будет проще. Такой материал редко подвергается трещинам.
  • Ольха. Имеет такие же положительные характеристики. Работа с таким материалом не составляет особых трудностей.
  • Осина. Хорошо подходит для крупных скульптур, поскольку может подвергаться сколам. Не покрытая лаком осина, спустя время, приобретет серебристый оттенок. В работе также не вызывает затруднений, имея мягкую структуру.
  • Береза. Более твердый материал, и резать его уже сложнее. Чаще используют для создания мелких деталей. Имеет необычный рельеф.
  • Орех. Отлично подходит для случаев, когда речь идет о тонкой резьбе. Он легко поддается обработке, не подвержен сколам. Часто используют для создания декоративных элементов.
  • Дуб. Чаще используют для скульптур больших размеров, поскольку материал подвержен сколам, и резать его значительно труднее.

Перед использованием любую выбранную древесину, необходимо хорошо высушить. Чтобы, в дальнейшем, уже на готовом изделии, она не давала трещин. Сушат обычно в теплом месте, обернув заготовку полиэтиленом.

Как создаются резные скульптуры?

После приобретения необходимого набор, и определившись, какую именно фигуру мы вырезаем из дерева, можно приступать к непосредственной работе.

Основные ее этапы:

  1. Создание эскиза будущей скульптуры. При помощи карандаша, на листе бумаги рисуем эскиз того персонажа, который будем впоследствии вырезать, например животного (см. фото). Лучше, если сделать несколько вариантов: вид спереди, сзади и сбоку.
  2. Далее, наброски переносим на заготовку. Чтобы контуры были хорошо видны, обводить их лучше несколько раз.
  3. Выбираем подходящий инструмент, в зависимости от того, какие фигурки животных будут изготавливаться. Очень удобно, если предварительно слепить эскиз из пластилина будущей из дерева фигурки.
  4. Обрезаем лишние части заготовки, которые больше не пригодятся для работы. Делать это удобней ножовкой или топориком, придавая будущему животному, обобщенный геометрический вид. Срезы необходимо делать по контуру, пока деревянный брусок не примет нужную форму.
  5. Затем уже, начинаем вырезать мелкие детали. Для этого тоже лучше воспользоваться предварительным нанесением контура на брусок, чтобы избежать ошибок. Используют при этом, нож-косяк и стамески.
  6. При помощи ножа для резьбы оформляем контуры каждой части будущей статуэтки. Чтобы удобнее было работать, вырезать начинают с углов бруска, производя разделение детали на восемь граней.
  7. Срезая постепенно все более тонкий слой дерева, заготовке придается необходимая форма, с учетом рельефа будущей фигурки.
  8. Очень тщательно прорабатываются все углубления, используя копьеобразное лезвие, а все края формируются при помощи угловой стамески.
  9. Когда в статуэтке запланированы сквозные отверстия, сделать их необходимо при помощи тонкого сверла, а затем обработать края резцами.
  10. На места с гладкими поверхностями наносится повторяющийся рельеф.

Когда же деревянная статуэтка уже готова, наступает очередь завершающего этапа. При помощи наждачной бумаги, отшлифовываются все элементы фигуры, которые по задумке выглядят абсолютно гладкими. А такие поверхности, которые имитируют мех или чешую рыбы, также необходимо обрабатывать абразивом, чтобы не было заусенцев. Но это очень деликатная работа, и выполнять ее нужно предельно осторожно, чтобы не испортить всю текстуру.

После такой обработки, изделие тщательно протирается от пыли. А затем обрабатывается специальным раствором, который сможет защитить древесину от гниения и вредных микроорганизмов.

После высыхания, изделие покрывается лаком, что защитит его от влаги. И оно, наконец, приобретает законченный и привлекательный внешний вид.

Все вышеизложенные советы, помогут ответить на главные вопросы, как вырезать из дерева красивые изделия, и как сделать это наиболее качественно. Но в любом случае, изготовление различных фигур требует опыта, только теории здесь будет недостаточно. И начинать, конечно, нужно с самого простого. Перед работой изучить различные материалы и фото готовых изделий. И когда будут освоены основные приемы резьбы, создать фигурку медведя или слона для украшения сада, не составит уже особого труда.

Видео: фигурки из дерева своими руками

Изготовление фигурок из дерева своими руками

Едва кто с уверенностью сможет назвать период возникновения изделий, выполненных из дерева. Известно, что изначально мастерами создавались идолы, изображавшие зверей или небесные светила. Фигурки из дерева в основном служили талисманами. И сегодня умельцы продолжают ремесло — резьбу по дереву.

  • Выбор материала
  • Характеристики инструментов
    • Выполнение заготовки
    • Создание деревянных фигур
    • Обработка фигурок

При создании фигур животных из дерева теории мало, работа требует опыта. Мастера рекомендуют начинать с простых образцов. Ознакомиться с материалами и инструментами, выполнить заготовку из пластилина или глины. После освоения основных приёмов резьбы приступать к созданию фигур из дерева. Для работы создают комфортные условия. Стол должен быть удобным, освещение достаточным. Для безопасности заготовку фиксируют верстаком.

Выбор материала

Качество готового изделия полностью зависит от того, насколько правильно выбран материал. В основном при работе используют породы древесины:

  • липу;
  • осину;
  • берёзу;
  • сосну;
  • дуб или ясень;
  • ольху;
  • яблоню или грушу;
  • клён;
  • рябину;
  • лиственницу;
  • можжевельник.

Первые фигурки из дерева начинающим рекомендуют выполнять из липы. Материал легко режется и не образует трещин. Из осины создают скульптуры больших размеров, так как для нее характерны сколы. Берёза отличается необычным рельефом. При тонкой резьбе и создании декоративных элементов незаменимым будет орех. К работе с материалом не приступают до тех пор, пока не высушат. Заготовку заворачивают в полиэтилен и отправляют в тёплое место.

Читайте также:  Барные стулья в стиле лофт: современный подход к дизайну интерьера

Характеристики инструментов

Для создания фигурок из дерева используют инвентарь:

  • Нож с коротким и скошенным лезвием. Резаком вырезаются крупные и мелкие детали, выполняют резьбу в тех местах, куда доступ ограничен.
  • При создании орнаментов работают с ножом-косяком.
  • Стамески плоской, полукруглой или загнутой формы используются при формировке углублений.
  • Стамесками, оснащёнными копьеобразным лезвием, вырезаются мелкие детали.

Ножи держат постоянно острыми, так как при резьбе по дереву необходима точность. При затачивании лезвий работают со специализированными брусками или крупной наждачной бумагой. Для правки инвентаря используют кожаный ремень

. Резчики также работают с дрелью, шлифовальной машиной, пилой, киянкой, рашпилями и наждачной бумагой.

Выполнение заготовки

Изначально определяются с размером изделия. Для создания маленьких фигурок используют сучки. Из колоды получают ростовые фигуры. Из полена мастера вырезают, не прилагая особых усилий, садового гнома. Из массивных брёвен создают скульптуры масштабных размеров. На заготовках не допускаются повреждения и сколы. Тем, кто планирует создавать фигурки из дерева своими руками, резчики по дереву рекомендуют изначально работать с прямоугольными брусками, так как на такую форму проще наносить рисунок.

Создание деревянных фигур

После выбора материала и подготовки инструмента приступают к работе. Фигуры из дерева создают, выполняя следующие этапы:

  • Рисуют эскиз. На лист бумаги карандашом наносят эскиз животного. Мастера рекомендуют изображать вид спереди, сзади и сбоку.
  • Рисунок с кальки переносят на деревянный брусок.
  • Выбирают инструмент в зависимости от фигуры животного.
  • При помощи ножовки или топорика обрезают лишний материал. Выполняют это до тех пор, пока из бруска не получат требуемую форму.
  • Приступают к вырезанию мелких деталей. Чтобы не допустить ошибок, на заготовку карандашом наносят контур.
  • Ножом для резьбы вырезают каждую часть фигурки. Для удобства начинают работать с углами.
  • Срезая слой за слоем материал, придают форму заготовке.
  • Прорабатывают углубления и формируют края.

Завершают работу наждачной бумагой. Отшлифовывают фрагменты, которые должны быть гладкими. При помощи абразива на поверхности образуют мех или чешую. Для защиты готовую фигуру животного из дерева обрабатывают специальным составом. Оставляют сохнуть.

Обработка фигурок

Отделку изделий выполняют разными способами. Покрывают лаком, морилкой или используют разные техники. Морилку не покупают, раствор готовят в домашних условиях. Водная морилка состоит из воды и йода. В воду добавляют несколько капель красителя. Коричневую настойку получают добавлением в воду раствора марганцовки. Для правильной работы с морилкой пробно на брусок наносят один слой средства. На изделии после сушки проявятся шероховатости. Устранив дефекты, изделие покрывают следующим слоем морилки, закрепляют фигурку лаком или варят в масле.

Специалисты утверждают, что изделия из ценных или красивых пород не покрывают, а наносят масло. При работе с эбеновым чёрным деревом покрытие не наносят, чтобы не испортить материал. Фигурку полируют при помощи сухого хвоща.

Вырезаем садовую скульптуру «Медведь»

Хочу вам представить очередной мастер-класс по работе с деревом. На этот раз тема садовой скульптуры. Будем делать медведя из массива сосны, высотой 1,5 метра. Работа, скажу вам, объёмная, как по размеру, так и по работе.

Отправляемся на ближайшую лесопилку за подходящим бревном (колодой). В моём случае я уже постоянный клиент, позвонил заранее и поехал на смотрины. Предложили очень подходящее бревно длинной 3 метра, в диаметре 0,65 метра по макушке. Берём его.

Доставили, крыжуем в размер. Самое интересное! Ставим, макушкой вниз. Помучился один вокруг него, позвал супругу. Поднимаю рычагами, ломами она подкатывает чурки для опоры. Поставили. Вес ориентировочно колоды около 400 кг, а может и больше.

Снимаем топором кору.

Фотографируем с трёх сторон — слева, справа, спереди. Делаем распечатку и рисуем набросок.

Берём бензопилу в руки, и полетели щепки да опилки. Но без фанатизма. Соблюдая технику безопасности!

Уже что-то есть. Делаем снимки и прорисосовку.

Убираем всё лишнее дальше.

Чем больше отпилится бензопилой, тем меньше стучать киянкой. Но лучше оставить запас если не уверен.

На этом остановимся и бережно «болванку» кутыряем до мастерской. Остальную работу будем делать в тепле. Ноябрь уже на дворе.

Берем киянку и большую отлогую стамеску. И молотим со всех сторон.

На этом этапе выводим формы и периодически снимки, прорисовка.

На снимке видно, что передние лапы вышли по форме за диаметр бревна. Это не беда. Находим подходящий обрезок от колоды и приклеиваем его при помощи монтажной пены и саморезов. Здесь главное максимально подогнать плоскости соприкосновения. Чем меньше зазор тем лучше.

Пройдясь отлогой стамеской, засверливаемся в медведя длинными бурами разного диаметра для установки провода. Медведь то не простой, он ещё фонариком будет светить.

Все следы от бура маскируем заглушками и шкантами, но предварительно обязательно проверяем провод на наличие разрыва. Всякое может случиться можем и оборвать, и переломить.

Монтируем сразу основание. Медведь значительно похудел кувыркаю уже его один.

Продолжаем работу уже стамеской уголком, нагоняя шерсть мишки, по ходу работы формируем когти, глазки, носик.

И вот после нескольких изнурительных дней тук-тук киянкой получается результат.

Красим нашего косолапого.

Всё работает. Заказчику всё понравилось

При работе вес колоды составлял порядка 400 кг. После опиловки и работы стамеской вес значительно убавился. Мне уже удавалось с усилиями поднимать и класть медведя за ушки на пол.

Отходы: куча кусков древесины, порядка 5-мешков опилок, 2 мешка коры, 2,5 мешка щепы от стамески. Всё пойдёт в дело зимой.

Всем спасибо. Буду рад ответить на вопросы, если они возникли у вас.

Деревянные фигурки животных для интерьера сада: инструкция по резьбе и раскрашиванию

Вы думали о том, чтобы улучшить навыками изготовления вещей своими руками и научиться работать с инструментами для резки дерева? Выполняйте наши пошаговые инструкции, и вы очень быстро научитесь вырезать игрушки из дерева. Мы покажем вам, как воплотить в жизнь свой проект от начала и до самого конца — от разработки дизайна до шлифования необработанных кромок. Чего же вы ждете? Читайте приведенную ниже информацию и учитесь обращаться с режущими инструментами, чтобы перейти к созданию детских игрушек ручной работы.

Шаг 1: перенос рабочей схемы

Нашли подходящий кусок дерева? Перед началом резки, прочтите руководство. Вы можете создать собственный дизайн, как это сделали мы для данного проекта, или найти что-нибудь в таком источнике, как Instagram или Pinterest. В любом случае не стоит усложнять. Округлые органические формы лучше, чем фигуры с множеством различных прямых кромок. Затем нанесите выбранный рисунок черным карандашом на лист бумаги и прикрепите его к дереву, используя клейкую ленту. После чего перенесите рабочую схему с помощью краешка кухонного полотенца и ацетона. Нет ацетона? Жидкость для снятия лака тоже подойдет.

Шаг 2: закрепите заготовку

Чтобы резка проходила строго по плану, закрепите кусок дерева на поверхности. Помимо традиционного зажима, можно использовать Multi-Vise от Dremel: стационарное фиксирующее устройство, отдельный зажим и держатель инструмента — три в одном. Выберите твердую поверхность, например, обеденный стол, жестко закрепленную скамью или какой-нибудь другой неподвижный объект. Чтобы избежать вмятин и ударов на древесине, расположите кусок дерева между упором и зажимной головкой.

Шаг 3: зафиксируйте режущую насадку

Прежде чем сделать разрез, закрепите подходящую насадку на многофункциональном инструменте. Для резки дерева лучше всего подходит Многофункциональный спиральный бур для резки . Наденьте насадку на вспомогательный вал вашего многофункционального инструмента и с помощью встроенного ключа затяните гайку цанги в коническом колпачке. Это предотвратит ее ослабление во время резки.

Шаг 4: установите направляющую для резки

Это специальное режущее приспособление обеспечивает выполнение контролируемой резки любых материалов. Оно легко и без особых усилий крепится на вашем многофункциональном инструменте и обеспечивает получение чистой и гладкой линии разреза. Снимите конический колпачок и закрепите направляющую для резки, накрутив ее на инструмент после установки аксессуара. Этот аксессуар не должен выступать за пределы крепления более чем на 15 мм. Вы сможете отрегулировать рабочую высоту после установки направляющей для резки.

Шаг 5: примите необходимые меры предосторожности

Теперь, когда у вас есть подходящие режущие инструменты и задача, которую нужно решить, вам, вероятно, не терпится начать. Но прежде чем вы приступите к работе, ознакомьтесь с мерами безопасности. Использование пылезащитной маски имеет важнейшее значение — вы же не хотите дышать крошечными кусками опилок. Также вы вряд ли захотите, чтобы они попали вам в глаза, поэтому надевайте специальные очки.

Шаг 6: вырежьте заготовку в соответствии со своей рабочей схемой

Теперь, после того как завершилась подготовка к реализации проекта, пришло время сделать разрез. Включите многофункциональный инструмент и аккуратно двигайте его по закрепленной заготовке. Направляющая для резки гарантирует, что аксессуар будет разрезать дерево на одну и ту же глубину, поэтому вам нужно просто придерживаться рабочей схемы. Чтобы получить оптимальный результат, не давите на инструмент слишком сильно и работайте в одинаковом темпе — не слишком быстро, но и не слишком медленно.

Шаг 7: создайте идеальную форму изделия

После завершения резки нужно выполнить чистовую обработку. Сначала замените бур для резки на насадку для шлифовки. Как и в шаге 3, можно вставить насадку для шлифовки в цангу многофункционального инструмента и с помощью встроенного ключа затянуть гайку цанги в коническом колпачке. Это предотвратит ее ослабление во время шлифования. Повторно закрепите заготовку и отшлифуйте кромки, чтобы удалить нависающий край дерева и улучшить форму получившейся фигурки животного.

Шаг 8: получите гладкие необработанные кромки

Шлифование придаст фигурке идеальную форму и позволит создать гладкие кромки без зазубрин. Это особенно важно в тех случаях, когда готовое изделие будут часто брать в руки. Почему? Естественно, потому что вам не нужны занозы. Замените шлифовальный аксессуар на EZ Speedclic: абразивный полировальный круг для финишной отделки 180, и закруглите кромки длинными поступательными движениями.

Шаг 9: придайте изделию индивидуальности

Теперь, когда форма изделия стала идеальной, и были устранены все зазубрины, пришло время придать ему индивидуальности. Проще всего сделать это с помощью Dremel VersaTip . Этот инструмент представляет собой удобный ручной паяльник в формате «6-в-1», который идеально подходит для пирографии и выжигания по дереву. С помощью VersaTip можно писать на поверхности так же, как при использовании карандаша. Это последний шаг, который позволяет вдохнуть жизнь в ваших деревянных животных.

ЧТО ВАМ ПОНАДОБИТСЯ

Кусок мягкой древесины размером 15 x 100 x 0,5 см

Ссылка на основную публикацию